Французское государство отказалось от приобретения полотна с противоречивой атрибуцией, найденного на чердаке.
Французское правительство сняло запрет на вывоз картины с изображением Юдифи, обезглавливающей Олоферна. Таким образом, правительство отказалось от права первым приобрести скандальное полотно, которое, как утверждают некоторые специалисты, написал Микеланджело Меризи да Караваджо. Теперь работа может попасть на открытый рынок — после реставрации.
Картину нашли в апреле 2014 года на чердаке дома под Тулузой на юге Франции. Открытие посчитали ещё одной версией знаменитого произведения итальянского художника XVI века. Это побудило французское министерство культуры объявить в середине 2016 года, что работа — «очень важный маркер Караваджо, история и атрибуция которого должны быть полностью исследованы».
Картину нашли в апреле 2014 года на чердаке дома под Тулузой на юге Франции. Открытие посчитали ещё одной версией знаменитого произведения итальянского художника XVI века. Это побудило французское министерство культуры объявить в середине 2016 года, что работа — «очень важный маркер Караваджо, история и атрибуция которого должны быть полностью исследованы».
Представление сенсационной находки в Париже 12 апреля 2016 года
Предполагается, что художник создал два варианта иллюстраций эпизода из Библии о еврейской вдове, которая соблазнила и обезглавила ассирийского полководца Олоферна и тем самым спасла родной город от вторжения. Оригинальная картина находится в римском Палаццо Барберини. Работу, найденную пять лет назад, объявил искомой второй версией Эрик Туркин. Он называет себя консультантом, работающим с аукционистом из Тулузы Марком Лабарбом. В 2016 году Туркин пояснил, что его уверенность в подлинности картины основана на «уникальном освещении и типичной для Караваджо энергии».
Оттавио Леони, «Караваджо» (ок. 1621). Библиотека Маруселлиана
Экспортные ограничения подразумевают, что произведение должно оставаться в стране в течение 30 месяцев, пока правительство решает, будет ли оно выкупать его «по справедливой рыночной цене» (в случае безоговорочного признания атрибуции стоимость «Юдифи…» составляла бы около 120 миллионов евро).
По сообщению французской газеты Le Figaro, картину анализировали эксперты Центра исследования и реставрации музеев Франции, часть которого находится в Лувре.
Эрик Туркин сообщил изданию, что срок действия запрета истек 24 декабря, и теперь полотно можно выставить на торги. «Это позволило нам немедленно начать чистку [картины]. Но решение о продаже точно не будет принято до окончания реставрации. Всё будет зависеть от семьи [владельцев] и аукциониста в Тулузе [Лабарба], который их представляет», — подчеркнул он и отказался от дальнейших комментариев.
Спорный холст был обнаружен членами некоей французской семьи, решившие отремонтировать протекающую крышу. Картина находилась на чердаке, в комнате, куда никто не заходил около полувека.
Спорный холст был обнаружен членами некоей французской семьи, решившие отремонтировать протекающую крышу. Картина находилась на чердаке, в комнате, куда никто не заходил около полувека.
Полотно «Юдифь и Олоферн» (ок. 1599), признанное подлинником Караваджо, из коллекции Палаццо Барберини в Риме
Читайте также: Хороший вопрос. Всему голова: как отличить Юдифь от Саломеи?
Мифическая вторая версия «Юдифи и Олоферна» Караваджо известна по письму фламандского живописца Франса Пурбуса Младшего. В 1607 году он упомянул, что якобы видел картину итальянца в студии художника Луиса Финсона.
В 2016 году итальянка Мина Грегори, эксперт по творчеству Караваджо, выразила мнение, что «картина из Тулузы» — копия кисти Финсона. В том же году полотно стало экспонатом выставки «Караваджо. Вопрос авторства» в Пинакотеке Брера в Милане. Музей повесил рядом «Юдифь…» из своей коллекции и одолженную работу, давая искусствоведам и обычным зрителям уникальную возможность самим оценить противоречивую атрибуцию. Ряд специалистов раскритиковали эту инициативу, посчитав, что участие в экспозиции придало веса полотну, предназначенному на продажу. В свою очередь Пинакотека заявила «отказ от ответственности», напомнив, что указание авторства исходит от владельцев, а не от галереи, и она не намерена «атрибутировать одолженные картины».
В 2016 году итальянка Мина Грегори, эксперт по творчеству Караваджо, выразила мнение, что «картина из Тулузы» — копия кисти Финсона. В том же году полотно стало экспонатом выставки «Караваджо. Вопрос авторства» в Пинакотеке Брера в Милане. Музей повесил рядом «Юдифь…» из своей коллекции и одолженную работу, давая искусствоведам и обычным зрителям уникальную возможность самим оценить противоречивую атрибуцию. Ряд специалистов раскритиковали эту инициативу, посчитав, что участие в экспозиции придало веса полотну, предназначенному на продажу. В свою очередь Пинакотека заявила «отказ от ответственности», напомнив, что указание авторства исходит от владельцев, а не от галереи, и она не намерена «атрибутировать одолженные картины».
Но раскол в среде искусствоведов лишь «всё больше и больше» убеждает Эрика Туркина, что найденная картина — утраченный шедевр Караваджо, который Франс Пурбус видел в мастерской коллеги.