Спорная картина, найденная на чердаке дома близ Тулузы и предварительно приписанная Караваджо, будет выставлена в Пинакотеке Брера в Милане. Галерея предлагает учёным и общественности оценить «Юдифь, убивающую Олоферна», сравнив её с другой работой итальянского мастера, «Ужином в Эммаусе», а также копией его «Экстаза Магдалины» и тремя другими произведениями фламандского последователя художника, Луи Финсона.
Выставка «Караваджо: Вопрос авторства» — это часть серии «Диалоги», в которой музей выставляет рядом картины из своей коллекции и одолженные работы, давая искусствоведам и обычным зрителям уникальную возможность самим оценить противоречивую атрибуцию.
Аукционист Марк Лабарб представляет сенсационную находку в Париже 12 апреля 2016 года
Напомним, «Юдифь, убивающую Олоферна» нашли члены некоей французской семьи в 2014 году. Они решили починить протекающую крышу и открыли помещение, куда никто не заглядывал примерно полтора века. По оценкам специалистов, полотно может стоить около 120 млн евро.
Об обстоятельствах нахождения полотна и разногласиях вокруг него читайте в нашем отдельном материале — Обретение Караваджо: все, что вы хотели знать о чердаке
Впрочем, пока нет никаких точных данных об авторе картины. Техническая экспертиза до сих пор не дала результатов. В марте нынешнего года правительство Франции объявило произведение национальным достоянием и наложило 30-месячный запрет на его экспорт. Пока Лувр изучает «Юдифь», власти решают, стоит ли выкупить её.
Между тем, среди экспертов по Караваджо нет единодушия. Одни уверены, что это утерянная авторская версия, о которой в последний раз упоминалось в начале 1600-х годов. Другие считают её копией кисти Финсона, созданной между 1607-м и 1617 годами.
Слева: Луи Финсон, «Экстаз Марии Магдалины (копия с Караваджо)» (1610-е)
Нет единого мнения и по поводу инициативы Пинакотеки Брера устроить выставку, посвящённую находке. Так, искусствовед Джованни Агости вышел из консультативного совета музея в знак протеста против «некритичного» представления картины, которая «не только находится в частной собственности, но и предназначена на продажу». Он, в частности, считает, что присутствие полотна в залах галереи автоматически придаст ему вес.
В свою очередь инициаторы экспозиции указывают, что демонстрацию будет сопровождать «чёткий отказ от ответственности»: указание авторства исходит от владельцев, а не от Пинакотеки Брера. Кроме того, галерея не намерена «атрибутировать одолженные картины».
Ужин в Эммаусе
1606, 141×175 см
Рядом с «французской Юдифью» выставлено практически идентичное по композиции полотно 1607 года, приписываемое Финсону. Картину одолжил банк Intesa Sanpaolo в Неаполе. А вот Национальная галерея старинного искусства в римском Палаццо Барберини отказалась прислать более раннюю версию «Юдифи, отсекающей голову Олоферну» (ок. 1599), которая официально признана работой Караваджо.
Юдифь, отсекающая голову Олоферна
1599, 145×195 см
Между тем, газета The Art Newspaper отмечает, что картина из Палаццо Барберини была открыта лишь в 1950-е годы. Подлинником её признал знаменитый искусствовед Роберто Лонги, который включил полотно в свою эпохальную выставку «Караваджо и караваджисты» в Милане в 1951-м. Итальянское правительство купило «Юдифь» для Национальной галереи в Риме в 1971 году.
В свою очередь специалист по истории искусств Франко Моро утверждает, что нашёл 69 ранее неизвестных картин и рисунков Караваджо в коллекциях по всему миру.
В свою очередь специалист по истории искусств Франко Моро утверждает, что нашёл 69 ранее неизвестных картин и рисунков Караваджо в коллекциях по всему миру.
Найдите отличия: «Юдифь с чердака», приписываемая Караваджо рядом с копией кисти Луи Финсона.
Фото: Cesare Maiocchi / The Art Newspaper
Выставка «Караваджо: Вопрос авторства» в Пинакотеке Брера продлится с 10 ноября по 5 февраля 2016 года.
По материалам The Art Newspaper. Главная иллюстрация: слева — «французская Юдифь», приписываемая Караваджо, справа — реплика картины кисти Луи Финсона