• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Американский кубист в Европе: лондонская выставка Макса Вебера

Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Проходящая до 5 октября в лондонской галерее еврейского искусства Бен-Ури выставка работ Макса Вебера называется «Американский кубист в Париже и Лондоне». Экспозиция и выпущенная параллельно с ней одноименная книга рассказывают не только о том, как, посетив Париж, американец Вебер заразился модернизмом, но и о том, как этот американец повлиял на европейский авангард×Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». читать дальше и наладил культурные связи между Лондоном и Парижем.
Макс Вебер. Нью-Йорк
Нью-Йорк
Макс Вебер
1912
Прямоугольные небоскребы и округлые облака. И то, и другое — серо-голубое. Скорее, основательное, внушительное, чем мрачное или скучное. И совершенно точно — живое. Кажется, Макс Вебер не увидел бы Нью-Йорк таким, если бы не побывал накануне в Париже и не попал под влияние и обаяние живописи Поля Сезанна. И если бы еще раньше Сезанн не стал последователем Эль Греко: эти мерцающие, будто бы подвижные мазки и у Сезанна, и у Вебера, и у всего модернизма — от Эль Греко, то ли великого испанского художника, то ли великого греческого.
С национальной и географической принадлежностью Макса Вебера тоже непросто. Он родился в Российской империи, но на территории, которая теперь является польской (в Гродненской губернии). В еврейской семье, перебравшейся в США, когда будущему художнику было 10 лет.

Российско-американский, польский, еврейский художник — как только Вебера теперь не величают. Лондонская же выставка рассказывает о том, что из него еще и отличный парижанин, европеец вышел.
Впервые в Париж Вебер приехал в 1905-м. И развивал тут бурную деятельность вплоть до 1915-го. Позже он назовет французскую столицу «настоящим плавильным котлом в истории искусства». Здесь он познакомился с Пабло Пикассо и Анри Руссо, стал учиться в мастерской Анри Матисса. Вот две ученические работы Макса Вебера:
Макс Вебер. Портрет Анри Матисса
Макс Вебер. Аполлон в студии Матисса
  • Макс Вебер. Портрет Анри Матисса.
  • Макс Вебер. Аполлон в студии Матисса.
Уже по этим двум работам ясно, какие широкие возможности открывались перед Матиссом. Он мог стать виртуозом линии, как Модильяни. Или фовистом: решенный в розово-зеленых тонах Аполлон выглядит не иначе, как диким — с точки зрения цвета. Импрессии и экспрессии в этюде с натурщиком тоже предостаточно. Но по возвращении в США Вебер остановится на кубизме. Возможно, сделать этот выбор ему помог сам Нью-Йорк, напоминающий грандиозное сооружение из конструктора и так и напрашивающийся на арт-деконструкцию?
Это фото Макса Вебера сделал фотограф Элвин Лэнгдон Кобурн. Два мастера познакомились в Нью-Йорке и подружились на почве его художественного осмысления: один город писал, а второй снимал. Кобурн большую часть жизни прожил в Великобритании, но это не помешало им обмениваться через океан письмами, фотографиями и картинами. В результате Кобурн собрал внушительную коллекцию работ Вебера, которую он завещал Университету Рединга (один из крупнейших вузов Великобритании, отделившийся в 1926-м году от Оксфорда). Вот эта коллекция из 13-ти картин и составила основу выставки. Фотографии Кобурна также представлены в экспозиции.
Макс Вебер. Голубой кувшин
Голубой кувшин
Макс Вебер
1910
Арт-критики немного пожурили организаторов выставки за то, что она не демонстрирует влияние на Макса Вебера Пикассо и других его парижских приятелей. С этим трудно поспорить: конечно, она не такая обстоятельная и всеобъемлющая, как, например, проходящая сейчас в том же Лондоне выставка Малевича. Как не поспоришь и с тем, что и без этого нюанса в экспозиции достаточно любопытных вещей. Например, книга стихов Вебера — образец литературного кубизма.
Главное фото в материале — картина Макса Вебера «Танцовщица».
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: