Теперь чтобы увидеть и сравнить все 36 картин культового голландца, не нужно объезжать весь мир.
Ян Вермеер, знаменитый певец тихой красоты голландского быта, не был плодовитым художником: его работами широко признаны лишь 36 картин. Но тот, кто хотел увидеть их все, должен был совершить поездку по всему миру — в Нью-Йорк, Лондон, Париж и так далее. Но теперь необходимость в этом отпала. Музей Маурицхёйс в Гааге, владеющий, пожалуй, самым известным шедевром Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой», совместно с Google Arts & Culture создал приложение на основе технологии дополненной реальности. В него помещён виртуальный музей, где представлены все произведения художника.
Картины Яна Вермеера на Google Arts & Culture
Изображения пяти шедевров для этого приложения прислал Метрополитен-музей в Нью-Йорке, по четыре — Национальная галерея искусств в Вашингтоне и Рейксмузеум в Амстердаме, три — Коллекция Фрика и два — Лувр. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне поделился фотографией «Концерта», который был похищен в 1990 году. Теперь эта картина появится в виртуальном музее приложения Meet Vermeer.
Начиная с понедельника, 10 декабря, бесплатное приложение будет доступно любому, у кого есть смартфон с камерой.
Ян Вермеер, «Женщина, держащая весы» (ок. 1663). Национальная галерея искусства, Вашингтон
В реальной жизни все картины Вермеера никогда не объединятся. Как пояснила Эмили Горденкер, директор Маурицхёйса, некоторые работы XVII века слишком хрупки, чтобы путешествовать, некоторые находятся в частных руках, а сцена, принадлежавшая Музею Гарднер, украдена. Но всё равно маловероятно, что все владельцы одновременно будут готовы расстаться со своими сокровищами. Однако, 18 музеев и приватных коллекционеров предоставили проекту цифровые изображения картин в высоком разрешении.
Считается, что Вермеер — несколько загадочный художник, живший и работавший в Дельфте, — за почти два десятилетия своей карьеры создал около 45 картин. Часть числится пропавшими без вести и, помимо 36-ти произведений, которые большинство экспертов признали подлинниками, ему приписывается ещё ряд работ. Но пока обсуждение авторства продолжается, в этот виртуальный музей решено их не включать.
Хотя многие знаменитые произведения есть на сайтах музеев, Эмили Горденкер заявила, что приложение даёт представление о размере картин по отношению друг к другу, а это трудно передать на плоской картинке на экране.
Хотя многие знаменитые произведения есть на сайтах музеев, Эмили Горденкер заявила, что приложение даёт представление о размере картин по отношению друг к другу, а это трудно передать на плоской картинке на экране.
Мастерская художника (Аллегория живописи)
1660-е
, 120×100 см
Открыв приложение, пользователь видит музей без крыши. Чтобы войти в определённый зал, нужно коснуться экрана, свести пальцы вместе и разжать их. После этого перспектива меняется — человек видит стены с картинами в рамах. Масштабирование позволяет «подойти» к каждой работе и внимательно изучить её.
Первый зал посвящён самым ранним работам Вермеера, а в остальных картины разделены на такие темы, как «созерцание», «символы и аллегории» и «лица», известные как «трони» (портреты людей с непривычным выражением лица или в необычной одежде).
Первый зал посвящён самым ранним работам Вермеера, а в остальных картины разделены на такие темы, как «созерцание», «символы и аллегории» и «лица», известные как «трони» (портреты людей с непривычным выражением лица или в необычной одежде).
Meet Vermeer («Знакомьтесь с Вермеером») — виртуальный музей, содержащий изображения всех аутентифицированных картин голландского художника. Слева — вид галерей в миниатюре сверху; в середине — вид залов изнутри; справа — «Девушка с жемчужной серёжкой» на стене. Источник: Mauritshuis / Google Arts & Culture
Директор Google’s Arts and Culture Lab Лорен Гаво сказал, что это первый виртуальный музей, но компания пока не разрабатывает другие подобные проекты: «Мы хотим сначала посмотреть, как люди отреагируют на это, и если положительно, то как его можно улучшить».
Девушка с жемчужной серёжкой
1665, 44.5×39 см
В ответ на скептические замечания о том, что с такими виртуальными музеями люди не пойдут в реальные, Эмили Горденкер возражает: «Чем больше информации мы распространяем, включая изображения, тем больше люди хотят увидеть подлинник в его родных стенах. Одна из причин, по которой посещаемость музеев растёт, как раз в том, что мы смогли использовать цифровые технологии, которые разрушают барьеры и делают нас гораздо более доступными».
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам The New York Times и официального сайта Маурицхёйса