Автором картины, не выставлявшейся с 1865 года, до середины XX века считали самого Леонардо да Винчи.
Аукционный дом Christie’s объявил о том, что установил новый мировой рекорд для произведений Бернардино Луини — одного из самых знаменитых леонардесков (то есть учеников и последователей Леонардо да Винчи). Погрудное изображение святой с пальмовой ветвью и книгой было продано за 1,2 миллиона евро, более чем в три раза превысив предварительную оценку.
Эта картина, которую широкая публика не видела с 1865 года, происходит из коллекции герцогини де Берри. Считалось, что её автором был сам Леонардо да Винчи, но в 1956 году искусствовед Анджела Оттино делла Кьеса опубликовала монографию о Луини, где была представлена эта работа.
Эта картина, которую широкая публика не видела с 1865 года, происходит из коллекции герцогини де Берри. Считалось, что её автором был сам Леонардо да Винчи, но в 1956 году искусствовед Анджела Оттино делла Кьеса опубликовала монографию о Луини, где была представлена эта работа.
О Бернардино Луини (ок. 1480/82 — 1532) писали, что он «взял от Леонардо столько, сколько позволили ему впитать родные корни». Художник родился в Думенце на севере Италии и приехал в Милан с отцом примерно в 1500-м году. Луини был очень плодовит, фрески его авторства сохранились во многих городах Италии. Поскольку его стиль был очень близок к леонардовскому, многие работы Луини до XX века приписывались Да Винчи. Ведущий искусствовед из Оксфорда Мэтью Ландрес даже считает, что именно он выполнил значительную часть «Спасителя Мира» — самой дорогой картины на планете, — а Леонардо принадлежит «от пяти до двадцати процентов работы».
За последние два года Christie’s продал на торгах две работы Бернардино Луини — и обе в Лондоне. Панель «Мадонна виноградной лозы» ушла в июле 2016 года за 362,5 тыс. фунтов стерлингов, а спустя год «Мадонна с младенцем, святым Георгием и ангелом» — за 173 тысячи.
Сэр Томас Лоуренс, «Портрет Марии Каролины де Бурбон-Сицилийской, герцогини Беррийской» (1825). Версальский дворец
«Святая с пальмовой ветвью и книгой» была предназначена для домашней часовни, но её судьба изобилует «белыми пятнами» и достоверно известна лишь с середины XIX века. Панель одно время принадлежала Марии Каролине де Бурбон, герцогине Беррийской (1798 — 1870). Она была женой племянника короля Людовика XVIII Французского и матерью графа Анри Шарля д’Артуа, претендовавшего на французский престол под именем Генриха V. Аристократка прославилась как страстный коллекционер и покровительница искусств.
Учёные полагают, что картина Луини ей досталась вместе со всей меблировкой дворца Вендраминов на Гранд-канале в Венеции, который в 1844 году купил её второй муж, князь Этторе Луккези-Палли. А поскольку в XIX веке имя Бернардино Луини было практически полностью забыто, произведение такого качества, как «Святая с пальмовой ветвью и книгой» считалось работой его учителя.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта аукционного дома Christie’s и Artdaily