Покрытая слоем плесени миниатюра, утерянная 174 года назад, оказалась в коробке с безделушками.
Портрет
31-летнего Чарльза Диккенса — тогда ещё восходящей литературной звезды — официально утерянный в течение 174-х лет, чудесным образом обнаружился в шкатулке безделушек в Южной Африке. Эту миниатюру художница Маргарет Гиллис написала в конце 1843 года, как раз в те недели, когда Диккенс сочинял «Рождественскую песнь в прозе». В последний раз картину видели на публике в 1844 году во время выставки в Королевской академии искусств в Лондоне. Теперь она вернулась — как раз к 175-летию рождественского шедевра Диккенса, впервые упомянутого автором в письме, которое датировано одним из дней, когда он позировал Гиллис.
Миниатюру спустя более полутора веков обнародовали арт-дилеры фирмы Philip Mold & Company. Она стала центром выставки «Чарльз Диккенс. Утерянный портрет», которая будет работать до 25 января 2019 года.
Портрет Чарльза Диккенса
1843, 14 см
До сих пор портрет
был известен только по упрощённой чёрно-белой гравюре, которая не передавала великолепие оригинала и была фронтисом книги «Новый дух века» (1844). Это был сборник эссе великих писателей раннего викторианского периода — от Альфреда Теннисона и Роберта Браунинга до приверженцев романтизма, таких как Уильям Вордсворт и Мэри Шелли. Статья Диккенса шла первой.
Попытки найти портрет делались ещё при жизни Маргарет Гиллис, но даже она не знала, куда он исчез, о чём писала в 1886 году. Когда миниатюру нашли, её покрывали слой плесени. Во время реставрации эксперты открыли массу потрясающих нюансов. Этот портрет значительно расширяет современное восприятие харизматичного молодого писателя и сильно отличается от добродушного бородатого человека, известного нам по фотографиям.
Попытки найти портрет делались ещё при жизни Маргарет Гиллис, но даже она не знала, куда он исчез, о чём писала в 1886 году. Когда миниатюру нашли, её покрывали слой плесени. Во время реставрации эксперты открыли массу потрясающих нюансов. Этот портрет значительно расширяет современное восприятие харизматичного молодого писателя и сильно отличается от добродушного бородатого человека, известного нам по фотографиям.
Находка интересна ещё и тем, что её автор — профессиональная, но проигнорированная искусствоведами художница и социальная активистка. Она была одной из первых сторонниц избирательного права для женщин, делала иллюстрации для доклада об эксплуатации детей на шахтах и в мануфактурах (над этой радикальной для женщины темой она работала анонимно), разделяла страсть Диккенса к социальным реформам и глубокой озабоченностью о тех, кто живёт в нищете.
Художница Маргарет Гиллис в 1864 году. Источник: Wikipedia
Период, когда был создан портрет
, был не самым удачным для писателя. Его роман «Мартин Чезлвит» был принят плохо, карьера висела на волоске, а будущее выглядело неопределённо: он был переутомлен, обременён растущей семьёй и жил не по средствам. Диккенс намеревался написать памфлет — брошюру о детской бедности, но потом отвлёкся на сочинение короткой истории о призраках, содержащей чёткие политические отсылки.
«Рождественская песнь в прозе» вознесла Диккенса к славе и, можно сказать, спасла его репутацию.
До конца неясно, как портрет появился в Южной Африке. Но исследования, которые провели эксперты Philip Mold & Co., твёрдо свидетельствуют о том, что его привёз какой-то из двух сыновей философа и критика Джорджа Генри Льюиса в 1860-е годы. И Гиллис, и Диккенс были близки с этой семьёй. Миниатюру нашли во время распродажи в коробке со множеством антикварных и винтажных предметов, среди которых были старый магнитофон, латунное блюдо и металлический лобстер.
«Рождественская песнь в прозе» вознесла Диккенса к славе и, можно сказать, спасла его репутацию.
До конца неясно, как портрет появился в Южной Африке. Но исследования, которые провели эксперты Philip Mold & Co., твёрдо свидетельствуют о том, что его привёз какой-то из двух сыновей философа и критика Джорджа Генри Льюиса в 1860-е годы. И Гиллис, и Диккенс были близки с этой семьёй. Миниатюру нашли во время распродажи в коробке со множеством антикварных и винтажных предметов, среди которых были старый магнитофон, латунное блюдо и металлический лобстер.
Миниатюра выставлена на всеобщее обозрение в Музее Чарльза Диккенса на Даути-стрит. Он располагается в единственном уцелевшем доме, где писатель жил в Лондоне. Учреждение, которое владеет самым полным собранием материалов, относящихся к жизни и творчеству Диккенса, начало кампанию по сбору средств на приобретение картины в свою постоянную коллекцию.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам Artdaily, а также официальных сайтов Philip Mold & Co. и Музея Чарльза Диккенса. Главная иллюстрация: philipmould.com