войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Кошка: символический образ в изобразительном искусстве

Кто же ее не знает? Она и лучший антидепрессант — грациозна, нежна, воплощение уюта, — и вместилище пороков: похотлива, ленива, нагла… Но, тем не менее, уже давно заняла определенное место в человеческой культуре, пройдя долгий путь от божества до заурядного представителя городской фауны. И, хотя отношение к ней изменилось от поклонения до простой человеческой привязанности, главное — кошка всегда возвращается к очагу. За это ее любят уже многие тысячелетия.
Кошка: символический образ в изобразительном искусстве

Богини и охотницы

Предшественники милых барсиков и мурок не были столь милы и приветливы. Один из храмов Гелиополиса украшала скульптура кошки — бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости от времени суток глаза статуи сужались или расширялись (жрецы умело пользовались достижениями новейших технологий того времени), а изо рта священного животного каждый час струилась вода. Их каменные изваяния неотступно следовали за фараонами в загробный мир и там охраняли… правда, главная их охранная миссия заключалась в истреблении грызунов, мастерски уничтожавших зерновые припасы. Благодаря природной ловкости умелые охотницы были возвышены до ранга богов, следовательно, изображения их имели магическую силу.
В Древнем Египте кошки были всюду: их ваяли из камня, рисовали на посуде и на стенах погребальных ка

В Древнем Египте кошки были всюду: их ваяли из камня, рисовали на посуде и на стенах погребальных камер, лепили из глины… На берегах Нила они были священны, а за убийство зверька даже полагалась смертная кара. Усатых помощниц верховного божества мумифицировали и хоронили на специальных кладбищах.

Чуть позже, кошка попала в пантеон германцев и служила богине Фрее: в повозку богини были запряжены две кошки. Пожалуй, на этом ее возвышение завершилось.
В Европу кошка попала через Древнюю Грецию благодаря египтянам и долго считалась животным экзотическим, «роскошным», поэтому для ловли мышей держали ласку. И только в эпоху римских императоров маленького хищника начали использовать с практическими целями
В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках

В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т. д. Но это далеко не «цари зверей», а лишь союзники в борьбе с грызунами.

С небес - в преисподнюю

В эпоху средневековья, когда инквизиция объявила войну надвигающемуся на мир хаосу безверия, кошка оказалась в немилости. Низвергнутая с престола, она на несколько веков была изгнана на задворки человеческого мировоззрения, и, следовательно — искусства. На то была еще одна причина: религиозный характер средневековой живописи предписывал каждому объекту в картине символическую и идейную нагрузку, каждая деталь имела каноническое значение. И на протяжении веков художники строго соблюдали установленные церковью правила.
В иконографии христианского искусства наш герой символизировал как лень, так и похоть, а также обман

В иконографии христианского искусства наш герой символизировал как лень, так и похоть, а также обман и измену. На некоторых средневековых изображениях кошки присутствуют даже в сцене соблазнения Евы в райском саду. Но это редкие случаи, поскольку на картинах художников того времени животные практически не появлялись, за исключением упоминания в бестиариях (богато украшенных сборниках сведений, касающихся тех или иных животных, в том числе и мифических).

Кстати, предметом суеверного страха (из-за ярко выраженной склонности к ночной жизни), своеобразным символом нечистой силы кошка стала относительно поздно. Существовало поверье, что дьявол часто принимает обличье черного кота, и его изображали, как правило, сидящим на плече своей хозяйки-ведьмы.
Подозрительное отношение к котам характерно и для эпохи Раннего Возрождения. Например, в своей «Тайн

Подозрительное отношение к котам характерно и для эпохи Раннего Возрождения. Например, в своей «Тайной вечере» Доменико Гирландайо (1449—1494) «связал» кошку с фигурой Иуды Искариота, предавшего Христа, тем самым продолжив средневековую традицию неприязненного отношения к животному, символизировавшему в этом сюжете измену.

Изображение кошки означало также вожделение и в некоторых случаях намекало на древнейшую профессию.

Изображение кошки означало также вожделение и в некоторых случаях намекало на древнейшую профессию. Например, в работе Израэля фон Мекенема «Визит к прядильщице» (1495−1503) можно увидеть Мурку, лежащую на полу комнаты в которой молодая женщина прядет в обществе мужчины. Полагается, что на этой картине изображена продажная любовь, а присутствие кошки указывает на цель визита гостя.

На картине Яна Ван Эйка «Рождение Иоанна Крестителя», изображение котов на переднем плане вполне вер

На картине Яна Ван Эйка «Рождение Иоанна Крестителя», изображение котов на переднем плане вполне вероятно пророчество будущих событий: Иоанна Крестителя обезглавят на банкете царя Ирода, на котором будут присутствовать эти звери.

Художники Возрождения долго не отступали от канонических символов и это можно увидеть в картинах нид

Художники Возрождения долго не отступали от канонических символов и это можно увидеть в картинах нидерландского живописца Иеронима Босха (1450−1516) «Сад земных наслаждений». На переднем плане, около Древа познания, Бог представляет Еву удивлённому Адаму. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах, в данном контексте символизирующего дьявола, жестокость.

А Франциско Гойя, рисуя кошку, желал показать хищные инстинкты («Дон Мануэль Озорио де Зуньига. Ребё

А Франциско Гойя, рисуя кошку, желал показать хищные инстинкты («Дон Мануэль Озорио де Зуньига. Ребёнок», ок. 1787 г).

Шедевр природы

Однако постепенно ситуация менялась: оковы религиозных предубеждений слабели, жизнь становилась комфортней, а уютно греющиеся на печке мышеловы не представляли угрозы, и даже наоборот — нередко составляли приятную компанию, к тому же в свободную минуту за ними было так приятно наблюдать!
Для великого ренессансного мастера Леонардо да Винчи кошки стали объектом научного исследования. «Лю

Для великого ренессансного мастера Леонардо да Винчи кошки стали объектом научного исследования. «Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой», — писал Леонардо, заполняя страницы своего альбома набросками умывающихся, играющих или охотящихся на мышей и птиц зверьков.

Постепенно кошка отвоевывала свое место не только в доме, но и в живописи, став чуть ли не записной героиней «домашних» сцен у таких художников как Ганс фон Кульнбах (1476−1522), Жан Корнелис Вермейен (1500−1559), Отто Ван Вен (Отто Вениус) (1556−1629), Жан Батист Перроно (1715−1783), Жан-Батист Симеон Шарден (1699−1779), на полотнах ученицы Франса Хальса голландской художницы Юдифь Лейстер (1609—1660).
Кошка, как правило, соседствует с детьми, к тому же появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Нет, она еще не в центре композиции, но уже важная смысловая деталь произведения. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась женственность и нежность хозяек, а в статичные натюрморты игривое существо вносило интригу и действие.
Частенько ловкая Мурка изображалась ворующей еду. Впрочем, воровство это изображалось с юмором и нек

Частенько ловкая Мурка изображалась ворующей еду. Впрочем, воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ее ловкостью и сообразительностью. Как, например, на полотне фламандской художницы Клары Петерс (1594−1657), создавшей несколько «жанровых» натюрмортов с очаровательными плутовками в главной роли.

Кот в доме

К XVII—XVIII вв. коты незаметно проникли и прочно обосновались в жизни человека.
К середине XVII века вне сомнений кошка уже признается частью семьи (Луи Ленен «Счастливая семья», 1

К середине XVII века вне сомнений кошка уже признается частью семьи (Луи Ленен «Счастливая семья», 1642 г.), а ее изображение подчас служит метафорой материнства, уютного дома и вольностей.

Кардинал Ришелье держал десятки любимиц и завещал о них заботиться после его смерти. В XVIII веке, кошка победоносно шествовала по салонам знатных дам, которые заказывали портреты своих питомцев медальерам, а прах хранили в изысканных урнах. Антуан Ватто (1684−1721) и Жан Оноре Фрагонар (1732−1806) изображали их и в пасторальных сценах и в будуарах дам.
В Англии коты уже вовсю хозяйничали на страницах романов, стихов, картинках как непременный атрибут счастливой семейной жизни.
В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начал покорение Европы. Известный английски

В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начал покорение Европы. Известный английский портретист скакунов Джордж Стаббс (1724−1806), на портрете рысака Годолфина отразил дружбу животных: коня и кота.

Один из самых известных японских кошачьих поклонников — Утагава Куниёси (1798−1861) и его гравюра «К

Один из самых известных японских кошачьих поклонников — Утагава Куниёси (1798−1861) и его гравюра «Коты 53 станций Токайдо» служит тому красноречивым подтверждением. Это пародия на известную серию гравюр «Виды 53 станций Токайдо». Только на этой густо заполненной гравюре, каждому названию станции соответствует симпатичный усатик.

Женщины-кошки, день и ночь

В XIX веке живописцы уже не придерживались традиционной символики и решали скорее художественные задачи, а животные для них служили дополнительным средством для выражения эмоций, подчеркивая настроение или черты характера изображаемых персонажей.
Однако темное прошлое не забыто и на порочную природу животного ссылается Эдуард Мане (1832 — 1883)

Однако темное прошлое не забыто и на порочную природу животного ссылается Эдуард Мане (1832 — 1883) в картине «Олимпия» (1863 г.). Изображая черного котенка в ногах обнаженной женщины, художник передал метафору «женщина-кошка», навеянную творчеством его друга Шарля Бодлера, в то время переживавшего непростой роман с дамой полусвета. Прогнувшийся котёнок является классическим атрибутом в изображении ведьм, знаком дурных предчувствий и изменчивой женской натуры.

Но, как правило, в очаровательных мурлыках художники усматривали нежность, покой и семейный уют.
У Поля Гогена на картине «Таитяне» спящая средь бела дня кошка — сама нега. Четкий «кошачий след» мы видим и на полотнах Ренуара: «Женщина с кошкой» словно олицетворяет все нежное и пушистое в кошачьей (и не только!) натуре.
Еще одна известная работа уже стала истинным символом Парижа — ее можно видеть на майках, сумках, календарях… Кошка на афише для кабаре Теофила Стейнлена (1896 г.) работы французского графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
, автора альбома рисунков под названием «Кот» — символ ночной жизни.

Занятная фелинология


В ХХ веке коты уже не только участники жанровых сцен — отныне их изображение это беспроигрышный маркетинговый ход, а творческое воображение художника наделяет их чертами человека и наоборот. Например, на фантастическом полотне Марка Шагала (1887−1985) «Париж из окна» (1913) на подоконнике сидит рыжий кот с человеческим профилем. Пабло Пикассо в картине «Кошка с птицей» (1939) передал хищную натуру зверя: выпущенные когти, оскаленные клыки, в которых он держит птичку. Это уже олицетворение фашистской угрозы, набиравшей силу в то время.
Среди художников-котолюбов хотелось бы отметить Маурица Корнелиса Эшера (1898−1972) известного своими гравюрами на дереве и металле. Создавая из птиц, ящериц, змей и других животных свои метаморфозы, он не забыл и про котов. «Коммерчески успешную» тему не обошел вниманием и Энди Уорхолл, впрочем, очень любивший котов.
Рекомендуемые выставки и показы
В наши дни царство котов и кошек на полотнах живописцев можно смело назвать «Котоманией»: сколько бы ни было искусных фото, рисованные кошки остаются популярным и символичным арт-объектом.