войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Двойной взгляд. Искусствоведы ломают копья вокруг картин Караваджо

Два одинаковых изображения Марии Магдалины, выставленные в Париже, вызвали жаркие дебаты среди учёных: которая из них — копия работы Караваджо? Или, может быть, обе?
Двойной взгляд. Искусствоведы ломают копья вокруг картин Караваджо
Выставка «Римский период Караваджо. Его друзья и враги» в парижском Музее Жармар-Андре включает десять работ мастера XVI века, семь из которых впервые демонстрируются во Франции. Среди них — знаменитый «Юноша с лютней» (1595/96) из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Однако решение о включении двух версий «Марии Магдалины в экстазе» вызвало споры вокруг их атрибуций. Одна из них была написана в 1606 году и обнаружена в 2014-м. Вторая, известная как «Клейн Магдалина» (см. иллюстрацию ниже), была создана примерно в тот же период и открыта после Второй мировой войны историком искусств Роберто Лонги.
Картина, приписанная Караваджо в 2014 году, находилась в европейской частной коллекции. Подлинником её назвала Мина Грегори, итальянский искусствовед и известный эксперт по творчеству художника. В каталоге нынешней выставки в Париже Грегори пишет, что «техника и стилистика полотна, несомненно, подтверждают руку мастера: качество исполнения, интенсивность выражения».

Грегори отчасти основывает свою атрибуцию на восковой таможенной печати Ватикана XVII века, обнаруженной на обратной стороне картины. Там говорится, что эта «Магдалина» предназначалась кардиналу Боргезе из Рима. Работа, должно быть, была отправлена в Неаполь маркизе Констанце Колонне, одной из самых крупных покровительниц художника. Возможно, она выступала посредником при заказе и передаче полотна кардиналу.
Рекомендуемые работы
Савелий Камский. Конь. Ловя гривой сказочный ветер
Конь. Ловя гривой сказочный ветер
2024, 100×70 см
$1 026
Оригинал
Polina Razumova. Дом в лесу
  • Реклама
Дом в лесу
2024, 24×18 см
Каха Чантурия. Апокалипсис любви
  • Реклама
Апокалипсис любви
2023, 80×60 см
$20 607
Оригинал
Каха Чантурия. Манхэттен
  • Реклама
Манхэттен
2023, 90×170 см
$23 987
Оригинал
Алекс Дi. Завораживающая взглядом
  • Реклама
Завораживающая взглядом
70×70 см
$369
Копия
Каха Чантурия. Селфи
  • Реклама
Селфи
2025, 80×60 см
$6 760
Оригинал
Каха Чантурия. Осенние мелодии
  • Реклама
Осенние мелодии
2024, 80×80 см
$17 227
Оригинал
Каха Чантурия. Влюбленные Triptych
  • Реклама
Влюбленные Triptych
2024
$4 906
Оригинал
Наталия Припутникова. Букет ромашек
  • Реклама
Букет ромашек
60×50 см
$285
Оригинал
Тариел. Оптимизм
  • Реклама
Оптимизм
2018, 76×76 см
$23 987
Оригинал
Ольга Шацкая. Дуальность сознания
  • Реклама
Дуальность сознания
Июль 2022, 90×60 см
Каха Чантурия. В ожидании любви
  • Реклама
В ожидании любви
2023, 70×70 см
$17 227
Оригинал
«Мария Магдалина в экстазе», приписанная Караваджо в 2014 году Миной Грегори
«Мария Магдалина в экстазе», приписанная Караваджо в 2014 году Миной Грегори
Атрибуцию Грегори подтвердила в 2016 году Росселла Водре, куратор Палаццо Барберини в Риме, включив в экспозицию для Национального музея западного искусства в Токио. А версию Роберто Лонги поддержал искусствовед Маурицио Марини. Это полотно было экспонатом на выставке «Видения и экстазы. Европейские шедевры 1600 — 1700 годов», состоявшейся в Музеях Ватикана в 2003 году.

Теперь среди учёных нет однозначного мнения, какую из картин считать подлинником.

«На мой взгляд, обе являются копиями XVII века с утраченного или пока ещё не найденного оригинала, — говорит Герт Ян ван дер Сман, профессор истории рисования и печатания из Лейденского университета. — Многие искусствоведы скептически относятся к атрибуции 2014 года». Впрочем, проблему реплик и аутентификации работ Караваджо эксперты сравнивают с минным полем. И большинство приветствует возможность изучить оба полотна одновременно. «На самом деле не имеет значения, что заключают отдельные учёные. Важно то, что картины можно увидеть и сравнить», — подчеркнул куратор Доусон Карр, который организовал выставку Караваджо в Национальной галерее в Лондоне в 2005 году.
Выставка «Римский период Караваджо. Его друзья и враги» в Музее Жармар-Андре продлится до 28 января.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам The Art Newspaper
Художники, упоминаемые в статье