войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Режиссёр «Семейки Тененбаум» разворошил сокровищницу музея в Вене. Результат поражает

«Мумия землеройки в гробу и другие сокровища» — так назвали свою выствку в Музее истории искусств в Вене американский кинорежиссёр Уэс Андерсон и его жена, дизайнер и писательница Джуман Малуф. Они представили в неожиданных ракурсах совершенно непредсказуемые экспонаты из фондов, а их дебют в качестве кураторов стал настоящей головной болью для сотрудников учреждения.
Режиссёр «Семейки Тененбаум» разворошил сокровищницу музея в Вене. Результат поражает
«Мумия землеройки в гробу и другие сокровища» — самая большая выставка, которую когда-либо организовывал музей (с точки зрения количества представленных объектов она больше, чем огромная амбициозная экспозиция Брейгеля в соседнем крыле). Уэс Андерсон и его жена перетряхнули все 14 огромных коллекций учреждения, насчитывающих в общей сложности около 4,5 миллиона объектов и охватывающих 5000 лет. Дуэт выбрал 430 экспонатов, почти половина из которых никогда не выставлялись раньше и были спрятаны (иногда без инвентарных номеров) в самых тёмных уголках здания XIX века.
Фрагмент выставки «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища». Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища». Фото: KHM-Museumsverband
Этот проект — очередной в серии выставок в венском музее, которые курируют художники. Первыми, кого пригласили по-своему переосмыслить коллекцию института, были американец Эд Рушей и британец Эдмунд де Ваал. Поскольку учреждение больше не обновляет свои фонды, цель этой затеи — дать посетителям по-новому взглянуть на уже привычные объекты. Андерсон и Малуф, конечно, не художники, но они часто посещают музей и знакомы с его сокровищами.
  • Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
  • Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Однако пара оставила без внимания огромные портреты военных героев в золотых рамах и шедевры эпохи барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
. Вместо этого объектами их интереса стали любопытные предметы из кунсткамеры, собранные австрийскими монархами. Уэс Андерсон, верный своей эстетике, организовал из этих вещей причудливую презентацию, которая нарушает все искусствоведческие правила.

Каждый, кто ожидает увидеть традиционно дидактическую музейную экспозицию, сосредоточенную вокруг одной темы, будет разочарован. Восемь залов напоминают, скорее, кабинет редкостей какого-нибудь эксцентричного графа из чехословацкой деревни сотни лет назад.

Гроб с мумией землеройки, давший название выставке. Фото: KHM-Museumsverband

Многие экспонаты были

Гроб с мумией землеройки, давший название выставке. Фото: KHM-Museumsverband

Многие экспонаты были отобраны в нарушение традиционных представлений о редкости или художественном престиже. Самый старый объект на выставке — корявый кусок ископаемого дерева, датируемый сотнями тысяч лет. Есть и три темно-зелёных яйца эму в специально изготовленной витрине, немного похожей на инкубатор. А центральное место занимает миниатюрная мумия землеройки, которая и дала название выставке. Она находится в гробнице IV века до н.э. размером с обувную коробку, обычно стоящую в ряду ей подобных в египетском крыле. Там её раньше замечал лишь, возможно, один из пяти тысяч посетителей.

Склонность Андерсона и Малуф к таким «непрестижным» экспонатам можно объяснить тем, что они сами были непрофессионалами в престижном заведении с обученными искусствоведами, кураторами и реставраторами. Один старший куратор рассказал, что некоторые сотрудники сперва скептически отнеслись к проекту: «Мы получили мэйл от Уэса с вопросом: „У вас есть список зеленых объектов? Не могли бы вы выслать нам список всего, что у вас есть жёлтого?“. В нашей системе данных нет этих категорий».
Уэс Андерсон и Джуман Малуф. Фото: KHM-Museumsverband / Rafaela Proell
Уэс Андерсон и Джуман Малуф. Фото: KHM-Museumsverband / Rafaela Proell
Из-за этого кураторам и консерваторам пришлось вручную перерыть хранилище. Это был зачастую кропотливый процесс — из-за требований климат-контроля и проверки состояния предметов — о чём не знали Андерсон или Малуф. Их условия потребовали дополнительной работы со сверхурочной оплатой, но при этом имели и приятный побочный эффект: выровняли привычную иерархию. Некоторые сотрудники сказали, что им пришлось «разучить заученные» методы работы — и это привело к новым открытиям.
Фрагмент выставки «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища». Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища». Фото: KHM-Museumsverband
Экспонаты не снабжены никакими ярлыками и пояснениями. Есть некий путеводитель по экспозиции, но, учитывая, что кураторы передвигали объекты ещё за день до открытия, он немного не соответствует представленному. У посетителей возникает ощущение, что они попали в личное, подчас сюрреалистическое пространство, наполненное предметами, которые вызывают в памяти фильмы Андерсона «Семейка Тененбаум», «Отель „Гранд Будапешт“» и «Королевство полной луны».

  • Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
  • Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
На открытии 49-летний режиссёр признал, что показ строился методом проб и ошибок. «Один из самых старших кураторов Музея истории искусств […] сначала не смог найти некоторые, как мы думали, наиболее очевидные связи. И даже когда мы указали на большинство из них, он продолжал сомневаться в их аргументированности», — сказал Уэс Андерсон в своей речи.

Тем не менее, выставка, которая продлится до 28 апреля 2019 года, получила положительные отзывы в прессе. После окончания работы в Музее истории искусств в Вене она переместится в миланский Fondazione Prada осенью следующего года.
Рекомендуемые работы
Татьяна Юрьевна Гришутина. На закате дня
На закате дня
2024, 40×60 см
$144
Оригинал
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. REDEEMER
  • Реклама
REDEEMER
2024, 22×13 см
€10
Цифровая копия
Дарья Мотовилова. Похищение вятской барыни
  • Реклама
Похищение вятской барыни
2024, 80×60 см
$215
Оригинал
Андрей Люмес. "Вот и лето прошло"
  • Реклама
"Вот и лето прошло"
2021, 30×40 см
$56
Оригинал
Режиссёр «Семейки Тененбаум» разворошил сокровищницу музея в Вене. Результат поражает
Режиссёр «Семейки Тененбаум» разворошил сокровищницу музея в Вене. Результат поражает
Режиссёр «Семейки Тененбаум» разворошил сокровищницу музея в Вене. Результат поражает
Режиссёр «Семейки Тененбаум» разворошил сокровищницу музея в Вене. Результат поражает
Режиссёр «Семейки Тененбаум» разворошил сокровищницу музея в Вене. Результат поражает
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам artnet News и Artdaily. Главная иллюстрация: KHM-Museumsverband