войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Полотно Кандинского из Стеделейкмузеума не подлежит реституции, решил Комитет

Стеделейкмузеум не обязан возвращать полотно Василия Кандинского наследникам довоенного владельца. Комитет по реституции постановил, что у истцов недостаточно оснований, чтобы претендовать на картину «Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
с домами» (1909), которую учреждение приобрело на аукционе в Амстердаме 9 октября 1940 года. Своё обязательное заключение Комитет вынес после пятилетнего расследования, которое начал по просьбе адвокатов спорящих сторон.
Полотно Кандинского из Стеделейкмузеума не подлежит реституции, решил Комитет
Проведя обширные изыскания, Комитет по реституции выяснил, что супруги Роберт Левенштайн и Ирма Кляйн получили «Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
с домами» в наследство от матери и свекрови Хедвиги Левенштайн-Вайерман, умершей в 1937 году, и через три года продали на аукционе. Эксперты пришли к соглашению, что хотя продажа отчасти связана с ухудшающимся финансовым положением, в котором пара оказалась накануне немецкого вторжения, она не соотносится непосредственно с нацистским режимом. Более того, нет никаких подтверждений, что после освобождения от немецкой оккупации Ирма Кляйн обращалась в музей с заявлением о возвращении работы. Логично предположить, что она знала, где находится картина: институт добросовестно приобрёл её на открытых торгах.

Таким образом реституционный орган решил, что учреждение не обязано возвращать произведение.
И. о. директора Стеделейкмузеума Ян Виллем Сибург сказал: «Мы понимаем, что [решение Комитета] неутешительно для истцов, и эта картина навсегда будет ассоциироваться с болезненной историей. Связь нашей коллекции со Второй мировой войной остаётся важной темой, и мы будем продолжать делиться информацией о ней».

В последние 20 лет голландские музеи участвуют в национальном исследовательском проекте под руководством Нидерландской ассоциации музеев. Они исследуют провенанс произведений искусства, созданных до 1945 года и приобретённых начиная с 1933-го при подозрительных обстоятельствах. Эти культурные артефакты могут оказаться награбленными, проданными под принуждением или конфискованными до или во время Второй мировой войны.

Читайте также: Сотни работ, украденных нацистами, обнаружены в голландских музеях
Картина Анри Матисса «Одалиска» (1923) из коллекции Стеделейкмузеума входит в число работ с сомнител
Картина Анри Матисса «Одалиска» (1923) из коллекции Стеделейкмузеума входит в число работ с сомнительным провенансом
Из почти четырёх тысяч работ в коллекции Стеделейка, попавших под проверку, 15 были отмечены как имеющие потенциально сомнительное происхождение или, возможно, незаконно полученные от владельцев в указанный период. Однако это относительно большое число обусловлено исключительными обстоятельствами: Стеделейк был первым музеем в Нидерландах, получившим во время войны доступ в бункер в дюнах в провинции Северная Голландия для хранения коллекции. Там же прятали свои сокровища Рейксмузеум, музеи Франса Хальса, Бойманса и Лакенхаль, а также частные коллекционеры. В общей сложности хранилище стало временным домом для более 500 собраний.

Инвентарные списки, часто написанные от руки, к сожалению, неполны. Бывший куратор Виллем Сандберг вымарал упоминания собственников, уничтожил или спрятал сопроводительную документацию, чтобы защитить от конфискации произведения, принадлежащие коллекционерам-евреям. Так что в музеях может не быть чётких записей о том, как и когда были приобретены некоторые произведения искусства — они принадлежали евреям, которые доверяли сокровища на хранение, но не пережили войну.

Читайте также: Музей Леопольда вернёт два рисунка Эгона Шиле, отобранные нацистами
В январе 2018 года Комитет по реституции не нашёл достаточных оснований для возвращения наследникам
В январе 2018 года Комитет по реституции не нашёл достаточных оснований для возвращения наследникам другой картины Кандинского — «Вид на Мурнау с церковью». Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
останется в в Музее Ван Аббе в Эйндховене
Рекомендуемые художники
Стеделейкмузеум делает всё возможное, чтобы найти возможных родственников или наследников владельцев этих 15-ти работ и обсудить с ними будущее произведений. Любой, кто считает, что имеет законные претензии на какой-либо экспонат, может совместно с музеем обратиться в Комитет по реституции. Этот независимый консультативный орган создан голландским правительством. Он рассматривает исследования, проведённые учреждением, и информацию, представленную заявителем, после чего открывает собственное расследование и выносит свой вердикт. Музей и муниципалитет Амстердама (владелец коллекции) признают решение Комитета обязательным.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам Artdaily