Стеделейкмузеум не обязан возвращать полотно Василия Кандинского наследникам довоенного владельца. Комитет по реституции постановил, что у истцов недостаточно оснований, чтобы претендовать на картину «Пейзаж
с домами» (1909), которую учреждение приобрело на аукционе в Амстердаме 9 октября 1940 года. Своё обязательное заключение Комитет вынес после пятилетнего расследования, которое начал по просьбе адвокатов спорящих сторон.
Проведя обширные изыскания, Комитет по реституции выяснил, что супруги Роберт Левенштайн и Ирма Кляйн получили «Пейзаж
с домами» в наследство от матери и свекрови Хедвиги Левенштайн-Вайерман, умершей в 1937 году, и через три года продали на аукционе. Эксперты пришли к соглашению, что хотя продажа отчасти связана с ухудшающимся финансовым положением, в котором пара оказалась накануне немецкого вторжения, она не соотносится непосредственно с нацистским режимом. Более того, нет никаких подтверждений, что после освобождения от немецкой оккупации Ирма Кляйн обращалась в музей с заявлением о возвращении работы. Логично предположить, что она знала, где находится картина: институт добросовестно приобрёл её на открытых торгах.
Таким образом реституционный орган решил, что учреждение не обязано возвращать произведение.
Пейзаж с домами
1909
И. о. директора Стеделейкмузеума Ян Виллем Сибург сказал: «Мы понимаем, что [решение Комитета] неутешительно для истцов, и эта картина навсегда будет ассоциироваться с болезненной историей. Связь нашей коллекции со Второй мировой войной остаётся важной темой, и мы будем продолжать делиться информацией о ней».
В последние 20 лет голландские музеи участвуют в национальном исследовательском проекте под руководством Нидерландской ассоциации музеев. Они исследуют провенанс произведений искусства, созданных до 1945 года и приобретённых начиная с 1933-го при подозрительных обстоятельствах. Эти культурные артефакты могут оказаться награбленными, проданными под принуждением или конфискованными до или во время Второй мировой войны.
Читайте также: Сотни работ, украденных нацистами, обнаружены в голландских музеях
В последние 20 лет голландские музеи участвуют в национальном исследовательском проекте под руководством Нидерландской ассоциации музеев. Они исследуют провенанс произведений искусства, созданных до 1945 года и приобретённых начиная с 1933-го при подозрительных обстоятельствах. Эти культурные артефакты могут оказаться награбленными, проданными под принуждением или конфискованными до или во время Второй мировой войны.
Читайте также: Сотни работ, украденных нацистами, обнаружены в голландских музеях
Картина Анри Матисса «Одалиска» (1923) из коллекции Стеделейкмузеума входит в число работ с сомнительным провенансом
Из почти четырёх тысяч работ в коллекции Стеделейка, попавших под проверку, 15 были отмечены как имеющие потенциально сомнительное происхождение или, возможно, незаконно полученные от владельцев в указанный период. Однако это относительно большое число обусловлено исключительными обстоятельствами: Стеделейк был первым музеем в Нидерландах, получившим во время войны доступ в бункер в дюнах в провинции Северная Голландия для хранения коллекции. Там же прятали свои сокровища Рейксмузеум, музеи Франса Хальса, Бойманса и Лакенхаль, а также частные коллекционеры. В общей сложности хранилище стало временным домом для более 500 собраний.
Инвентарные списки, часто написанные от руки, к сожалению, неполны. Бывший куратор Виллем Сандберг вымарал упоминания собственников, уничтожил или спрятал сопроводительную документацию, чтобы защитить от конфискации произведения, принадлежащие коллекционерам-евреям. Так что в музеях может не быть чётких записей о том, как и когда были приобретены некоторые произведения искусства — они принадлежали евреям, которые доверяли сокровища на хранение, но не пережили войну.
Читайте также: Музей Леопольда вернёт два рисунка Эгона Шиле, отобранные нацистами
Инвентарные списки, часто написанные от руки, к сожалению, неполны. Бывший куратор Виллем Сандберг вымарал упоминания собственников, уничтожил или спрятал сопроводительную документацию, чтобы защитить от конфискации произведения, принадлежащие коллекционерам-евреям. Так что в музеях может не быть чётких записей о том, как и когда были приобретены некоторые произведения искусства — они принадлежали евреям, которые доверяли сокровища на хранение, но не пережили войну.
Читайте также: Музей Леопольда вернёт два рисунка Эгона Шиле, отобранные нацистами
В январе 2018 года Комитет по реституции не нашёл достаточных оснований для возвращения наследникам другой картины Кандинского — «Вид на Мурнау с церковью». Пейзаж
останется в в Музее Ван Аббе в Эйндховене
Стеделейкмузеум делает всё возможное, чтобы найти возможных родственников или наследников владельцев этих 15-ти работ и обсудить с ними будущее произведений. Любой, кто считает, что имеет законные претензии на какой-либо экспонат, может совместно с музеем обратиться в Комитет по реституции. Этот независимый консультативный орган создан голландским правительством. Он рассматривает исследования, проведённые учреждением, и информацию, представленную заявителем, после чего открывает собственное расследование и выносит свой вердикт. Музей и муниципалитет Амстердама (владелец коллекции) признают решение Комитета обязательным.