В сорока двух нидерландских учреждениях обнаружены 170 произведений искусства, которые могли быть украдены или конфискованы нацистами. Среди них 83 картины, одна из которых находилась в королевской коллекции, 26 рисунков и 13 еврейских церемониальных предметов, которые, как считается, были утрачены между 1933-м и 1945 годами. Авторы варьируются от Ганса Мемлинга до Василия Кандинского.
Выводы опубликовал проект Museale Verwervingen, который с 2009 года проводил тщательные исследования в 163 институтах-членах Национальной ассоциации музеев. Единственное учреждение, где работы пока продолжаются — это Рейксмузеум в Амстердаме. Команда из пяти экспертов с 2012 года прослеживает провенанс всех экспонатов и уже идентифицировала 22 объекта, потенциально относящихся к награбленным нацистами.
Процесс реституции — или передачи произведений первоначальным владельцам или их потомкам — уже начался. В числе уже возвращённых работ — картина барочного художника Йориса ван дер Хагена из королевской коллекции. Королева Юлиана приобрела её в 1960 году, а в 2015-м было объявлено, что это — добыча нацистов. Холст под названием «Гаагский лес с видом на дворец Хёйс-тен-Бос» был изъят из хранилища банка в Амстердаме во время Второй мировой войны, а теперь вернулся наследникам первоначальных владельцев. Бабушка нынешнего короля Виллема-Александра не знала о происхождении пейзажа.
В Городском музее Амстердама нашлась акварель Василия Кандинского, которая принадлежала коллекционеру-еврею, пока не была продана на аукционе в 1940 году. В настоящее время требование о реституции находится на рассмотрении соответствующего государственного органа Нидерландов.
В Городском музее Амстердама нашлась акварель Василия Кандинского, которая принадлежала коллекционеру-еврею, пока не была продана на аукционе в 1940 году. В настоящее время требование о реституции находится на рассмотрении соответствующего государственного органа Нидерландов.
Василий Кандинский, «Вид на Мурнау с церковью» из коллекции Музея Ван Аббе
Между тем, в январе реституционный комитет решил, что городской совет Эйндховена может оставить в Музее Ван Аббе другую работу Кандинского — «Вид на Мурнау с церковью». Члены комиссии не нашли достаточных доказательств того, что однажды владевшая ею коллекционер еврейского происхождения Йоханна Маргарета Стерн-Липпман потеряла картину во время нацистского правления.
Другие случаи ещё менее прозрачные. У Городского музея есть две работы Анри Матисса с туманным прошлым — рисунок чёрным мелом под названием «Стоящая обнажённая» (1900) и картина «Одалиска» (1921).
Другие случаи ещё менее прозрачные. У Городского музея есть две работы Анри Матисса с туманным прошлым — рисунок чёрным мелом под названием «Стоящая обнажённая» (1900) и картина «Одалиска» (1921).
Одалиска
1923, 61×74 см
Эта картина была анонимным подарком, сделанным в 1940 году. Не исключено, что владелец-еврей таким образом пытался спрятать драгоценные произведения искусства, пока нацисты не пришли к власти. А набросок был презентом от немецкого бизнесмена еврейского происхождения, который пожертвовал его через третью сторону при загадочных обстоятельствах. Сейчас музей находится в контакте с родственниками.
Саломея с головой Иоанна Крестителя
1861, 120×90 см
Среди других объектов, которые проект Museale Verwervingen определил как потенциально награбленные, числится «Саломея с головой Иоанна Крестителя» Яна Адама Круземана из Рейксмузеума. Картина ушла с молотка в 1943 году в Амстердаме. Её продавец неизвестен, но аукционный дом подозревается в сделках с конфискованным имуществом.