Появилась новая надежда найти украденный полвека назад оригинал картины «Рождество святым Франциском и святым Лаврентием» Микеланджело Меризи да Караваджо. Следователи намекнули, что произведение, вырезанное из рамы в церкви в Палермо, скрыто где-то в Восточной Европе. У истории, наполненной загадками, интригами и криминалом, может быть счастливый финал.
Летом 2018 года арт-мир взбудоражило свидетельство мафиози-перебежчика Гаэтано Градо. Тот рассказал, что через два дня после похищения один из сицилийских «крёстных отцов» пригласил его взглянуть на украденное сокровище. На встрече присутствовал «очень старый» швейцарский арт-дилер, который, якобы, сказал, что разрежет полотно на куски, чтобы его легче было продать. И хотя заявление раскаявшегося гангстера многие восприняли скептически, оно побудило прокуратуру Палермо вновь открыть расследование по факту кражи.
В октябре 2018 года Ватикан созвал встречу экспертов в Риме, чтобы обсудить новую информацию, которая появилась в ходе поисков.
Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием
1609, 268×197 см
Кража «Рождества со святым Франциском и святым Лаврентием» занимает второе место в списке ФБР из десяти нераскрытых преступлений в сфере искусства, а утраченную картину часто называют «самой разыскиваемой в мире». На полотне изображена Дева Мария в окружении святых и волхвов, склонившаяся над новорождённым младенцем Иисусом. Оно висело в часовне Сан-Лоренцо в сицилийском Палермо, пока штормовой ночью в октябре 1969 года неизвестные не вырезали его из рамы. Кража произошла на следующий день после того, как картина была упомянута на телешоу о «забытых сокровищах искусства», подчёркивает итальянское издание Ansa.
Оттавио Леони, «Портрет итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо» (ок. 1621). Biblioteca Marucelliana, Флоренция
С момента исчезновения судьба художественного произведения оставалась загадкой. Следователи, которые знали, что тогда ни одно преступление в Палермо не происходило без ведома мафии, искали подсказки в первую очередь у гангстеров-перебежчиков. За многие годы те рассказывали одну историю ужаснее другой. Один сообщил, что «Рождество» сгорело, другой — что съедено мышами или свиньями, третий — что его спрятали и предъявили только на встрече мафиозных боссов, а четвёртый поведал, что картину использовали как прикроватный коврик.
Несмотря на то, что все нити вели в тупик, следователи — как местные, так и международные — никогда не отказывались от поиска потерянного шедевра.
И вот, на последней пресс-конференции детективы заявили, что «Рождество» на самом деле сохранилось в целости, и намекнули на его возможное местонахождение. Они убеждены, что украденный холст всё ещё пребывает там, куда привели их новые зацепки, а именно — в неназванном городе в Восточной Европе, который следователи недавно посетили. Таким образом, карабинери опровергли утверждения Гаэтано Градо и его «коллег». Судя по всему, бывших гангстеров ввела в заблуждение «другая картина, украденная из церкви Палермо годом позже».
Оцифрованный фрагмент копии «Рождества со святым Франциском и святым Лаврентием». Фото: EFE
Считается, что Караваджо написал «Рождество святым Франциском и святым Лаврентием» в 1609 году — всего за год до своей смерти. Художник бежал из Рима после того, как убил человека в драке из-за карточных долгов. После этого он скитался по южной Италии и умер в тосканской общине Порто Эрколе незадолго до своего 39-летия.
Читайте также: Учёные обнаружили причину смерти Караваджо. Это не сифилис
Вид часовни Сан-Лоренцо. Источник: ilgeniodipalermo.com
Сейчас на месте оригинального «Рождества» над алтарем в часовни Сан-Лоренцо висит высококачественная копия, созданная в художественной лаборатории в 2015 году.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам The Local. Главная иллюстрация: открытие репродукции «Рождества со святым Франциском и святым Лаврентием» в 2015 году; фото — hotsta.net