Кража этой картины, совершённая в 1969 году, занимает третье место в списке самых резонансных арт-злодеяний, составленном ФБР (первые два — у хищения исторических артефактов в Ираке в 2003-м и ограбления Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в 1990-м). По прошествии 46-ти лет полотно Караваджо «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием» заменили специально созданной копией.
Вместе с тем, специалисты уверены, что шедевр, к исчезновению которого наверняка причастна сицилийская мафия, всё же будет найден.
Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием
1609, 268×197 см
Шедевр, изображающий новорождённого Христа на подстилке из соломы в окружении святых, Караваджо написал в Риме в 1609 году. Затем полотно перевезли на Сицилию, где оно на протяжении веков висело в часовне Сан-Лоренцо в Палермо. В ночь на 18 октября 1969 года картину размером 2,68×1,97 метров вырезали из рамы двое неизвестных, и с тех пор её судьба покрыта тайной. Среди различных теорий есть и такая: произведение стоимостью более 20 млн долларов хранили в хлеву, где его погрызли свиньи и крысы, после чего остатки холста сожгли. В любом случае большинство экспертов сходятся в предположении, что к преступлению причастна Коза Ностра.
Выше: на церемонии открытия копии «Рождества» в часовне Сан-Лоренцо 12 декабря 2015 года. Фото: palermo.repubblica.it
Но теперь все желающие могут любоваться высокоточной копией шедевра. Её по заказу британской телевещательной корпорации Sky изготовила испано-итальянская фирма Factum Arte — известный создатель реплик других крупных произведений искусства, в том числе гробницы Тутанхамона.
Оцифрованный фрагмент копии «Рождества со святым Франциском и святым Лаврентием». Фото: EFE
У команды художников, архитекторов и компьютерных инженеров было очень мало материала для работы. Это лишь слайд фрагмента картины и несколько чёрно-белых фотографии 1950-х годов, найденные в архивах. Чтобы наиболее точно воспроизвести тона цветов, которые использовал Караваджо, специалисты изучили три его полотна в римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, которые, предположительно, были написаны в то же время.
«Это своего рода реституция утраченной красоты, — говорит представитель Sky Роберто Писони (Roberto Pisoni). — С помощью технологий можно создавать репродукции произведений, которые по какой-либо причине были повреждены или не могут быть выставлены».
Увеличенная фотография заняла место оригинальной картины в часовне Сан-Лоренцо. Фото via ilgeniodipalermo.com
В свою очередь глава Ассоциации по расследованию преступлений против искусства Линда Альбертсон (Lynda Albertson) сомневается, что «Рождество» безвозвратно утрачено.
«Никто не оставил бы Караваджо в хлеву со свиньями. Нужно быть абсолютно сумасшедшим, чтобы такое сделать. Но те, кто украл его, были лучше оранизованы», — считает эксперт.
Недавнее похищение 15-ти произведений из музея в Вероне, среди которых оказались шедевры Рубенса и Тинторетто, доказывает, что рынок украденных шедевров всё ещё существует, хотя такие работы практически нереально перепродать. Возможно, их используют в качестве залога при других противозаконных сделках, но это не означает, что они хранятся должным образом.
Слева: Джованни Беллини, «Святой Иероним читает на природе» — одна из картин, похищенных из музея в замке Кастельвеккьо в Вероне
Телекомпания Sky сняла документальную историю «Рождества со святым Франциском и святым Лаврентием». Фильм под названием «Операция Караваджо — Тайна утерянной картины» выйдет в эфир в следующем месяце.
По материалам The Guardian