В Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке представили экспозицию «Картины для будущего» — обзор работ Хильмы аф Клинт, шведской художницы конца XIX — начала XX веков. Первая в Соединённых Штатах персональная выставка посвящена прорывным годам (с 1906-го по 1920-й), когда она впервые начала создавать абстрактные и потрясающе воображаемые картины, которые сейчас заставляют искусствоведов сделать переоценку модернизма и его развития.
Когда Хильма аф Клинт начала в 1906 году писать радикально абстрактные картины, они мало были похожи на то, что художники создавали до неё: смелые, красочные и без единой привязки к чему-либо узнаваемому в этом мире. Лишь годы спустя Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан и их адепты сделали аналогичные шаги к избавлению своих произведений от репрезентативного контента.
Серия "Лебедь", №17
1915, 150.5×151 см
И хотя многие более известные современники Хильмы аф Клинт публиковали манифесты и широко выставлялись, сама она хранила свои новаторские картины преимущественно в личной коллекции. Художница редко демонстрировала их и, будучи убеждена, что мир еще не готов понять её работы, поставила условие: произведения не будут показывать в течение двадцати лет после её смерти. Из-за этого до 1986 года искусствоведы и ценители почти ничего не знали о творчестве аф Клинт и обратили серьёзное внимание на её полотна и рисунки лишь в последующие три десятилетия.
Хильма аф Клинт в своей мастерской (ок. 1895). Источник: Википедия
Хильма аф Клинт родилась в Стокгольме в 1862 году и была потомком плеяды военно-морских героев и картографов. В 1887-м она с отличием окончила Королевскую академию изобразительных искусств и вскоре зарекомендовала себя как уважаемый художник. Она выставляла умело выполненные фигуративные картины и некоторое время служила секретарём Ассоциации шведских женщин-художников.
В те же годы она глубоко занялась спиритизмом и теософией. Эти формы духовных исканий были очень популярны в Европе и Соединенных Штатах, особенно в литературных и художественных кругах. Люди стремились примирить древние религиозные убеждения с научными достижениями и новым осознанием глобальной множественности религий. Аф Клинт начала посещать сеансы после того как потеряла младшую сестру, и поворот к абстракции в её творчестве стал следствием экспериментов со спиритуализмом. Она вошла в группу женщин, которые окрестили себя «Пятёркой», приводили себя в состояние транса или «направляли энергии» с помощью машины под названием «психограф».
Спирали, фрактальные узоры и нацарапанные фрагменты текста после сеансов «Пятёрки» с автоматическим письмом и рисунками выглядят как первичный хаос, из которого возникла смелая абстракция «Десять самых важных» (1907). Это серия из десяти настенных росписей, представляющих символическое изображение цикла жизни. Первые две — это детство, а затем молодость, взросление, зрелость и старость. Полные колеблющихся абстрактных фигур, картины, тем не менее, прекрасно сбалансированы как в отдельных композициях, так и в общей структуре.
Та выразительная свобода, с которой написаны «Десять самых важных», вероятно, стала возможной благодаря тому, что Аф Клинт почти никогда не показывала эти произведения.
Члены «Пятёрки» также верили, что смогли найти связь с «Высшими мастерами» — духами по имени Амалиэль, Ананда, Клеменс, Эстер, Георг и Грегор. Один из них якобы поручил Аф Клинт миссию — написать «Картины для Храма». Этот цикл сейчас занимает значительную часть экспозиции в Музее Гуггенхайма. «Амалиэль сделал мне заказ, и я сразу ответила „да“, — писала художница. — Это стало главным заказом моей жизни».
Эти произведения, созданные между 1906-м и 1915 годами, отражают попытку сформулировать мистические взгляды на реальность. Стилистически они поразительно разнообразны, включают как биоморфные, так и геометрические формы. Среди них есть и масштабные, и небольшие по размеру; как с максималистским, так и минималистским подходом к композиции и цвету.
Эти произведения, созданные между 1906-м и 1915 годами, отражают попытку сформулировать мистические взгляды на реальность. Стилистически они поразительно разнообразны, включают как биоморфные, так и геометрические формы. Среди них есть и масштабные, и небольшие по размеру; как с максималистским, так и минималистским подходом к композиции и цвету.
Хильма аф Клинт хотела вывесить эти работы в спиралевидном храме, но эти планы так и не воплотились в жизнь. Даже через годы после окончания цикла она продолжала раздвигать границы своего нового абстрактного словаря, экспериментируя с формой, темой и серийностью при создании ряда своих самых ярких работ.
Выставка «Хильма аф Клинт. Картины для будущего» работает в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке до 23 апреля 2019 года.
Выставка «Хильма аф Клинт. Картины для будущего» работает в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке до 23 апреля 2019 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Музея Соломона Р. Гуггенхайма и atrnet News. Главная иллюстрация: Хильма аф Клинт, серия «Алтарь» (слева направо) № 2, № 3 и № 1; фото — George Etheredge / The New York Times