Сага о «самоуничтожившейся» картине Бэнкси вступила в следующую главу. Аукционный дом Sotheby’s сообщил, что победительница битвы за «Девочку с воздушным шаром» после недели переговоров решила оставить себе работу в порезанном виде. Женщина, которую обозначили как «коллекционера из Европы» и «давнего клиента», в прошлую пятницу выложила за полотно 1,4 млн долларов.
«Когда на прошлой неделе с ударом молотка работа была изрезана, я сначала была потрясена, но постепенно поняла, что у меня будет собственный кусок истории искусства», — сказала в своём заявлении анонимный коллекционер. Она заплатит за своё приобретение ту цену, которая была названа во время торгов.
Бэнкси, «Любовь в мусорной корзине» (2018). Частная коллекция
В свою очередь Бэнкси согласился «повторно аутентифицировать» картину под новым названием — «Любовь в мусорной корзине» — и датировать её 2018 годом.
Пока что неясно, что было первым — решение покупательницы сохранить работу или решение художника о повторной аутентификации и переименовании.
В свою очередь Sotheby’s пытается извлечь из этой истории максимум выгоды. Компания описывает спонтанно измельчившийся посреди аукционного зала холст, как «первое в мире произведение искусства, созданное в ходе аукциона». В эти выходные — 13 и 14 октября — картина будет выставлена на публичное обозрение галереях New Bond Street в Лондоне.
Вандальский, на первый взгляд, акт на самом деле значительно увеличил ценность работы. «Бэнкси мог решить, что, уничтожив своё произведение, он подрывает капиталистов, которые его купили, но он ошибся», — прокомментировал Микаэль Фажур из французского арт-журнала Artension. Теперь картина может стоить более двух миллионов евро, — предположил Тьерри Эрманн, возглавляющий фирму Artprice, которая отслеживает цены на арт-рынке.
В свою очередь Арно Оливо, эксперт аукционного дома Artcurial Paris, предположил, что Бэнкси не собирался уничтожать всю картину. Она была порезана лишь частично и «стала чем-то другим». А сопровождающий шум в социальных сетях придаёт ей ауру «культового произведения искусства».
В свою очередь Арно Оливо, эксперт аукционного дома Artcurial Paris, предположил, что Бэнкси не собирался уничтожать всю картину. Она была порезана лишь частично и «стала чем-то другим». А сопровождающий шум в социальных сетях придаёт ей ауру «культового произведения искусства».
Видео о самоуничтожающейся работы сразу же стало вирусным в Сети. Когда ведущий объявил победителя, раздался сигнал тревоги, и картина наполовину проскользнула через автоматический измельчитель, который художник тайком встроил в раму. Многие предположили, что Sotheby’s участвовал в акции, ведь произведения искусства и рамы перед продажей обычно тщательно изучаются. Однако аукционный дом твёрдо отрицает свою причастность к этой истории.
Представитель Sotheby’s Алекс Бранчик написал в Instagram: «Давайте прекратим спекуляции и бредовые истории заговора. Бэнкси не уничтожил произведение искусства во время нашей вечерней распродажи на прошлой неделе — он создал другое. Это новая работа под названием „Любовь в мусорной корзине“, 2018. Были мы в этом замешаны? Точно нет. Вы действительно думаете, что Бэнкси, который наносит трафареты на стены в Бристоле и прячется от местных властей, захотел бы сотрудничать с художественным учреждением? Да ладно, вы всё это лучше знаете».
Представитель Sotheby’s Алекс Бранчик написал в Instagram: «Давайте прекратим спекуляции и бредовые истории заговора. Бэнкси не уничтожил произведение искусства во время нашей вечерней распродажи на прошлой неделе — он создал другое. Это новая работа под названием „Любовь в мусорной корзине“, 2018. Были мы в этом замешаны? Точно нет. Вы действительно думаете, что Бэнкси, который наносит трафареты на стены в Бристоле и прячется от местных властей, захотел бы сотрудничать с художественным учреждением? Да ладно, вы всё это лучше знаете».
«Девочка с воздушным шаром» — одно из самых узнаваемых произведений Бэнкси. Впервые она появилась на набережной Темзы в 2002 году, а через несколько лет художник изобразил её на холсте. По его требованию, рама
была неотъемлемой частью работы.
Напомним, сам скрывающийся британский художник подтвердил, что шрёдер он вставил в раму ещё во время создания картины в 2006 году. Сразу после акции он опубликовал в Instagram видео, сопроводив его цитатой, которую приписывают Пабло Пикассо: «стремление уничтожить также является творческим побуждением».