И если эта картина воплощает конкретную мысль о прошлом, этим можно объяснить пристальное внимание художника к героине и игнорирование окружающей обстановки. По свидетельству биографа Гейла Левина, «Чоп суи» связан с недорогим китайским рестораном, который посещали Хопперы. Возможно, Джо — жена живописца — позировала ему.
Слева: Эдвард Хоппер, «Чоп суи» (фрагмент)
Заставляя зрителя сосредоточиться на определённых элементах сенсорной иконографии, Хоппер разворачивает не повествование, а тему изоляции и самости, характерную для его творчества. Хотя сцена происходит в социальной среде, в ней присутствует ощущение одиночества. Женщина в зелёном повёрнута к своей спутнице, но, похоже, не общается с ней. Искусствовед Дэвид Анфам даже предположил, что героиня сидит напротив своего тёмного двойника. Однако, учитывая, что женщины вполне могли надеть одинаковые шляпки, а лица второй не видно, эту гипотезу вряд ли можно назвать обоснованной. Между тем, отстранённость подчёркивается и парой на заднем плане: мужчина не смотрит на даму, с которой он сидит.
Сначала Эбсуорт решил собирать голландские картины XVII века и японские свитки. Но после визита к частному коллекционеру в Роттердаме, который показал ему полотна Рембрандта и Франса Хальса, американец понял, что не сможет конкурировать с собирателями старых мастеров. На родине он встретился с искусствоведом Чарльзом Бакли, который посоветовал ему сосредоточиться на произведениях американских модернистов.
Уильям Джеймс Глакенс, «Кафе Лафайетт (Портрет Кей Лорель)», 1914. Частная коллекция
Первым полотном в коллекции, которую сейчас называют «антологией американской живописи XX века», стало «Кафе Лафайетт (Портрет Кей Лорель)» Уильяма Глакенса. Эбсуорт, по его словам, «с первого взгляда влюбился» в изображение девушки с бокалом вина, написанное в 1914 году.
Он выложил за него 29 тыс. долларов на аукционе в Нью-Йорке. Сейчас, более четырёх десятилетий спустя, оно оценивается в 250 — 350 тыс. долларов.
По материалам официального сайта аукционного дома Christie’s, artnet News, Bloomberg и ряда других источников