Из восьми сотен картин, созданных Сезанном, две сотни — натюрморты. Именно они стали темой выставки «The World Is an Apple: The Still Lifes of Paul Cézanne» в Фонде Барнса, Филадельфия. Музей с одним из самых значимых собраний импрессионистов отдает дань знаменитому «яблоку Сезанна», а также другим фруктам-овощам в компании цветов, драпировок и черепов. Более двух десятков полотен вдобавок к собственным семидесяти — до 22 сентября на выставке можно составить отличное представление о творчестве художника, изменившего облик искусства XX века.
Поль Сезанн (фр. Paul Cеzanne, 1839−1906) — французский художник, «яркий представитель постимпрессионизма», целенаправленно изобретал целый большой стиль, не ограничиваясь выработкой личного творческого почерка. И на этом пути предметы, их формы и цвета были важнее всего на свете! Знаменитые натюрморты Сезанна лучше всего описывает именно английский аналог — термин still life («застывшая жизнь»). Яркие, но холодноватые тона, контрастность и сочность, неподвижность предметов с динамикой фона — драпировок и скатертей… Зрителям есть чем полюбоваться, убедившись в том, что эти картины — особенные.
«Я хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока» — знаменитое изречение Сезанна является не просто красивым парадоксом, а настоящим руководством к действию для самого художника. Открыть природные основы, следуя ее совершенству и разнообразию — вот творческое кредо Сезанна.
— Всё в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете всё, что захотите.
— Нужно вернуться к классике через природу, иначе говоря, через ощущения, всё сводится к умению ощущать и вчитываться в природу.
— Взгляните, как свет нежно любит абрикосы, он охватывает их целиком, проникает в мякоть, освещает со всех сторон, но этот же свет скуп, когда дело касается персиков, их он освещает лишь частично, только одну половину.
— Нужно вернуться к классике через природу, иначе говоря, через ощущения, всё сводится к умению ощущать и вчитываться в природу.
— Взгляните, как свет нежно любит абрикосы, он охватывает их целиком, проникает в мякоть, освещает со всех сторон, но этот же свет скуп, когда дело касается персиков, их он освещает лишь частично, только одну половину.
Ну, а яблоки просты по форме и необыкновенно богаты по гамме и оттенкам. Самый сок! Кстати, дружба Сезанна и Золя началась именно с яблок — будущий писатель в благодарность за заступничество подарил будущему художнику целую их корзину.
«Он, Золя, совершенно ничем не интересовался. Он мечтал. Он был абсолютно необщителен, этакий меланхоличный бедняк. Знаете, того типа, который ребята обычно ненавидят. Без всяких на то оснований они его травили. И с этого началась наша дружба. Вся школа, большие ребята и малыши, устроили мне как-то взбучку за то, что я не участвовал в их остракизме. Я плевал на них — подошел и поговорил с ним как обычно. Славный товарищ. Не следующий день он принес мне корзину яблок. Вот они откуда, яблоки Сезанна!»
«Он, Золя, совершенно ничем не интересовался. Он мечтал. Он был абсолютно необщителен, этакий меланхоличный бедняк. Знаете, того типа, который ребята обычно ненавидят. Без всяких на то оснований они его травили. И с этого началась наша дружба. Вся школа, большие ребята и малыши, устроили мне как-то взбучку за то, что я не участвовал в их остракизме. Я плевал на них — подошел и поговорил с ним как обычно. Славный товарищ. Не следующий день он принес мне корзину яблок. Вот они откуда, яблоки Сезанна!»
На выставке представлены работы всего периода творчества художника, и 21 «выставочный» натюрморт
дают представление о поистине монументальном вкладе мастера в развитие жанра. Экспозиция составлена из работ многих собраний Европы и Америки — от частных до музейных. В Филадельфию привезены картины из Национальной Галереи (Вашингтон), музея д’Орсе (Пприж), Художественного музея (Будапешт), музеев Бадена, Дейтройта, Нью-Йорка. Чего не сделаешь, чтобы подготовить значительную экспозицию на хнаковую тему одного из величайших художников прошлого века! Апервые удалось собрать вместе несколько очень известных работ, что вдобавок к 69 картинам Сезанна, имеющихся в самом музее, открывают целый мир художника.
Фонд Барнса (Barnes Foundation) — школа искусств и художественный музей-галерея в Филадельфии (Пенсильвания, США). Фонд был основан в 1922 г. Альбертом К. Барнсом, американским изобретателем, производителем (антисептик аргирол) и коллекционером, и собрание Барнса располагает одной из крупнейших коллекций французской живописи XIX—XX веков. К примеру, именно здесь можно увидеть один из портретов почтальона Рулена кисти Ван Ван Гога, наряду с большими коллекциями работ Ренуара, Сезанна, Матисса, Пикассо, Анри Руссо, Модильяни, Дега, а также многочисленными картинами других живописцев, включая Кирико, Рубенса, Тициана, Поля Гогена, Эль Греко, Франсиско Гойя, Эдуара Мане, Жана Гюго, Клода Моне.
Натюрморт с голубой вазой
1890, 61×51 см
«Это первая выставка Сезанна на нашем новом выставочном пространстве» — говорит Джудит Ф. Долкарт (Judith F. Dolkart), директор архивных коллекций и куратор данной выставки. «Совершенно уникально и волнующе — 16 полотен из постоянной коллекции музея вместе с 21 работами, собранными для выставки, дают исключительный шанс увидеть натюрморты Сезанна в ином, новом свете, в контексте еще и известных шедевров, представленных на выставке!»
«Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной» — Поль Сезанн.
Журналистам на специальном мероприятии еще и демонстрируют, насколько трудными и серьезными были творческие поиски Сезанна, доводившие его до неистовства. Небольшая картина под микроскопом — только посмотрите! Художник делал около 100 «подходов» при создании этой работы. И… это того стоило, не так ли?