Регистрация

Веронезе в Вероне: 100 шедевров на выставке «Иллюзия реальности»

Мне нравится2       0  
До 5 октября приехавшие из крупнейших музеев мира работы Паоло Кальяри, вошедшего в историю живописи как Веронезе, гостят на родине художника в Вероне, в Палаццо Делла Гран Гуардия. Впервые за более чем 400 лет в Вероне будет показана серия «Четыре аллегории любви» (эти картины прописаны в Лондонской национальной галерее). Специально к выставке отреставрировано гигантское полотно «Пир в доме Левия» — неординарная версия «Тайной вечери» в исполнении Веронезе.
Полуобнаженные красавицы и красавцы в ярких сияющих шелках на фоне грандиозной архитектуры или природы — «Аллегория любви» представляет собой квинтессенцию стиля Веронезе, в котором главенствовали чувственность и декоративность. Сегодняшние арт-критики фыркнули бы, завидев такое: дескать, нет тут никакой глубины, все только ради красоты. Да, именно ради нее. И потому и при жизни художника, и теперь его картины так нравятся зрителям.
Паоло Веронезе. Аллегория любви. Измена
Паоло Веронезе
1570
Паоло Веронезе. Аллегория любви. Презрение
Паоло Веронезе
1570
Паоло Веронезе. Аллегория любви. Уважение
Паоло Веронезе
1570
Паоло Веронезе. Аллегория Любви. Счастливый брак

Прозвище свое Веронезе получил в честь Вероны, где родился, но при этом он считается одним из самых значительных мастеров венецианской школы живописи — в Венеции талант художника был признан, там он получал свои лучшие заказы, там закончил свой земной путь. Яркий колорит — его венецианская черта. «Отдых на пути в Египет» — очень венецианская работа Веронезе. На выставку в Верону она прибыла из такой же яркой Флориды. А если быть еще точнее — из Лондона: там недавно завершилась большая выставка Веронезе, о которой «Артхив» уже писал подробно и большинство экспонатов с которой перекочевали в Верону.

И в 16-м веке, и сейчас картины Веронезе способны заменить поход в театр — он мастер не только ярких красок, но и изящных поз, отчего его картины выглядят сценами из спектаклей. Это касается и светских сюжетов, и религиозных. Впрочем, сам художник не делал между ними большой разницы. Его библейские персонажи и многочисленные святые часто очень чувственны, а то и вовсе одеты по итальянской моде времен Веронезе.
  • Веронезе. Христос в Гефсиманском саду (фрагмент)
  • Веронезе. Видение Святой Елены.
На выставке в Вероне представлена масса рисунков Веронезе. Всегда интересно, спустя столетия, заглянуть в мастерскую художника и увидеть рождение шедевра. Вот, например, «Марс и Венера» — набросок и итоговый вариант, хранящийся в Национальной галерее Шотландии.
Ну, а самые интересные сравнения связаны с картиной «Пир в доме Левия». Вот так она выглядела до реставрации:
А вот так выглядит после, когда с картины сняли многовековую копоть и под ней открылись чистые краски, так привлекавшие современников:
У этой картины очень любопытная история. Вообще-то, это «Тайная вечеря», хоть и обставлено все, как банкет в доме состоятельного венецианца. Среди атрибутов финансового благополучия — даже породистые собаки и экзотические животные. Да и персонажей тут явно поболее, чем полагается для канонического сюжета.

В 1571 году в трапезной доминиканской церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции произошел пожар, в результате сгорела «Тайная вечеря» Тициана. И хоть он тогда был еще жив, полотно с тем же названием заказали Веронезе. Святая инквизиция, увидев, как вольно художник обошелся с какноническим сюжетом, устроила ему трибунал. Но он очень ловко и легко отделался, просто переименовав полотно в «Пир в Доме Левия»: а в Библии ведь сказано, что, когда Левий устраивал пир для Господа, на нем присутствовало много мытарей.

Вообще, оправдывался перед инквизиторами Веронезе уморительно — протокол заседания сохранился. Ссылался на то, что на картине оставалось много пустого места — и надо же было его кем-то заполнить. А еще говорил, что художники ничем не хуже поэтов и сумасшедших, а значит, могу себе позволять некоторые фантазии.

Но в 18-м веке и «Тайная вечеря» Веронезе сильно пострадала во время пожара. Длина полотна — больше 10-ти метров. Чтобы вынести картину из огня, ее разрезали на три части. Теперь реставраторы сделали стыки поизящнее. На фото слева — только третья часть «Пира в доме Левия», которую доставляют к реставраторам. Что ж, это полотно столь же масштабно, как и открывшая в Вероне выставка Веронезе.

На главном фото — картина Веронезе «Христос и блудница», 1547.
КомментироватьКомментарии
HELP