• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Веронезе в Вероне: 100 шедевров на выставке «Иллюзия реальности»

Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
До 5 октября приехавшие из крупнейших музеев мира работы Паоло Кальяри, вошедшего в историю живописи как Веронезе, гостят на родине художника в Вероне, в Палаццо Делла Гран Гуардия. Впервые за более чем 400 лет в Вероне будет показана серия «Четыре аллегории любви» (эти картины прописаны в Лондонской национальной галерее). Специально к выставке отреставрировано гигантское полотно «Пир в доме Левия» — неординарная версия «Тайной вечери» в исполнении Веронезе.
Полуобнаженные красавицы и красавцы в ярких сияющих шелках на фоне грандиозной архитектуры или природы — «Аллегория любви» представляет собой квинтессенцию стиля Веронезе, в котором главенствовали чувственность и декоративность. Сегодняшние арт-критики фыркнули бы, завидев такое: дескать, нет тут никакой глубины, все только ради красоты. Да, именно ради нее. И потому и при жизни художника, и теперь его картины так нравятся зрителям.
Прозвище свое Веронезе получил в честь Вероны, где родился, но при этом он считается одним из самых значительных мастеров венецианской школы живописи — в Венеции талант художника был признан, там он получал свои лучшие заказы, там закончил свой земной путь. Яркий колорит — его венецианская черта. «Отдых на пути в Египет» — очень венецианская работа Веронезе. На выставку в Верону она прибыла из такой же яркой Флориды. А если быть еще точнее — из Лондона: там недавно завершилась большая выставка Веронезе, о которой «Артхив» уже писал подробно и большинство экспонатов с которой перекочевали в Верону.
И в 16-м веке, и сейчас картины Веронезе способны заменить поход в театр — он мастер не только ярких красок, но и изящных поз, отчего его картины выглядят сценами из спектаклей. Это касается и светских сюжетов, и религиозных. Впрочем, сам художник не делал между ними большой разницы. Его библейские персонажи и многочисленные святые часто очень чувственны, а то и вовсе одеты по итальянской моде времен Веронезе.
  • Веронезе. Христос в Гефсиманском саду (фрагмент)
  • Веронезе. Видение Святой Елены.
На выставке в Вероне представлена масса рисунков Веронезе. Всегда интересно, спустя столетия, заглянуть в мастерскую художника и увидеть рождение шедевра. Вот, например, «Марс и Венера» — набросок и итоговый вариант, хранящийся в Национальной галерее Шотландии.
Ну, а самые интересные сравнения связаны с картиной «Пир в доме Левия». Вот так она выглядела до реставрации:
А вот так выглядит после, когда с картины сняли многовековую копоть и под ней открылись чистые краски, так привлекавшие современников:
У этой картины очень любопытная история. Вообще-то, это «Тайная вечеря», хоть и обставлено все, как банкет в доме состоятельного венецианца. Среди атрибутов финансового благополучия — даже породистые собаки и экзотические животные. Да и персонажей тут явно поболее, чем полагается для канонического сюжета.

В 1571 году в трапезной доминиканской церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции произошел пожар, в результате сгорела «Тайная вечеря» Тициана. И хоть он тогда был еще жив, полотно с тем же названием заказали Веронезе. Святая инквизиция, увидев, как вольно художник обошелся с какноническим сюжетом, устроила ему трибунал. Но он очень ловко и легко отделался, просто переименовав полотно в «Пир в Доме Левия»: а в Библии ведь сказано, что, когда Левий устраивал пир для Господа, на нем присутствовало много мытарей.

Вообще, оправдывался перед инквизиторами Веронезе уморительно — протокол заседания сохранился. Ссылался на то, что на картине оставалось много пустого места — и надо же было его кем-то заполнить. А еще говорил, что художники ничем не хуже поэтов и сумасшедших, а значит, могу себе позволять некоторые фантазии.
Но в 18-м веке и «Тайная вечеря» Веронезе сильно пострадала во время пожара. Длина полотна — больше 10-ти метров. Чтобы вынести картину из огня, ее разрезали на три части. Теперь реставраторы сделали стыки поизящнее. На фото слева — только третья часть «Пира в доме Левия», которую доставляют к реставраторам. Что ж, это полотно столь же масштабно, как и открывшая в Вероне выставка Веронезе.
На главном фото — картина Веронезе «Христос и блудница», 1547.
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: