Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Его называют художником художников. Без него не было бы Карраччи,Рубенса,Ван Дейка,Делакруа… «Это величайший из когда-либо живших художников. Если вы любите Венецию,оперу,роскошь… — это ваша выставка» — говорит Хавьер Саломон, куратор выставки«Веронезе: великолепие Венеции эпохи Ренессанса», которая проходит в Лондонской национальной галерее с 19 марта по 15 июня. Пять лет на ее организацию,чудеса международного сотрудничества — институций и частных лиц — и 50 работ из коллекций Великобритании,Америки,Австрии,Испании,Франции.
Красиво жить(рисовать) не запретишь! Особенно,если«на хвосте» у тебя — святая инквизиция. Правда,в зачете то,что ты из вундеркиндов и пользуешься бешеным спросом.
Он подписывал контракты как«Паоло Кальяри». Веронезе он стал,вероятно,уже в столице Венецианской республики,куда приехал из Вероны,но родился,вообще-то,в Сан Паоло. Паоло из Вероны мог бы добавить к своему имени«Великолепный», но,видимо,скромность,в отсутствии которой обвинял его Суриков,не позволила.
«Нескромными» являются размеры и размах работ Веронезе: сотня персонажей на десятиметровой композиции — каково? Работа над многочисленными фресками,конечно,способствует масштабности мышления. Еще и с архитектурным уклоном: в Вероне его покровитель — архитектор Микеле Санмикеле,а в Венеции в друзьях числятся еще двое известных архитекторов,Андреа Палладио и Якопо Сансовино. Все совпало: и выгодные заказы на построенных этими архитекторами виллах,и уникальное«встроенное» чувство архитектурной гармонии Веронезе.
(иллюстрация — «Дары Венеции». Дворец дожей)
Роспись потолка на вилле Барабаро
Интерьер на вилле Барбаро
Его фрески не просто украшают виллы,но и вослед архитектуре организовывают пространство. На вилле в Мазере для семейства Барбаро Веронезе«открыл» стены виллы,вписав архитектурные детали в пейзаж. Зрители будто смотрят на озера и холмы с тропинками,ведущими к другим виллам. Нарисованные двери,лоджии,колонны,балкон с хозяйкой виллы,ее служанкой и собачкой — оптический обман,шутка гения. Сейчас такими оптическими иллюзиями украшают фасады современных зданий.
Но,помимо архитекторов,у Паоло Веронезе был еще один учитель — ее величество Венеция. Весь ее дух — роскошь дворцов и пиршеств,светскость и пышность,концентрация идей и талантов,расцвет наук и искусств эпохи Возрождения — все это вылилось на полотна Веронезе размахом и изобилием.
Если уж создавать праздник,то со слугами,куртизанками,зверушками,возлияниями,с музыкантами и музами,с аллегориями и святыми — танцуют все! Ну и размеры,разумеется — скажем,«Брак в Кане Галилейской» — 7×10 метров.
Две интересные детали многофигурных работ Веронезе. Во-первых,даже в библейских сюжетах изображена современная художнику Венеция: антураж — одежда,интерьеры,украшения,посуда,гости — знатные и известные особы того времени. Кстати,на том же полотне«Брак в Кане Галилейской» Паоло изобразил в роли музыкантов себя и собратьев-художников — Тициана,Тинторетто и Бассано. И это вторая деталь: Веронезе частенько вставлял в сюжет собственную персону(ну прямо как Эльдар Рязанов… или Шагал?)
Теперь представьте все это буйство красок,архитектурных деталей и фигур(более 50!) — на «Тайной вечере»! Немудрено,что терпение инквизиции лопнуло. Художника вызвали на трибунал,обвинив в «засилье светскости» в религиозных сюжетах. Он мило отговорился полетами фантазии творцов — и это ему сошло с рук! Как и хитрость с выполнением предписанных изменений: Веронезе сделал надпись,которая позволила трактовать картину как«Пир в доме Левия». Впрочем,инквизиция в век Просвещения была уже не та,да и Веронезе слыл любимцем отцов-настоятелей церкви Сан Себастьяно: начав с росписи плафонов сюжетами об Эсфири,он более 20 лет был художником этой церкви(и похоронен там же).
Одна из жемчужин выставки — «Семейство Дария перед Александром Македонским». Полотно,длинной более 5 м,было приобретено Национальной галереей в 1857 г. за сумму более чем 12 тысяч фунтов,что превысило финансовый фонд галереи,потребовало дополнительной субсидии и вызвало дебаты в парламенте,в результате чего уволили эксперта,организовавшего эту покупку.
Цикл«Аллегории любви» представлен на выставке четырьмя полотнами — «Измена», «Презрение», «Почтение» и «Счастливый союз», каждое из которых могло бы сегодня послужить пособием для семейного психолога.
О колористике,композиции и стилях в работах Паоло Веронезе написаны тома. Но такая монографическая выставка предпринята впервые. Ни в одной галерее мира невозможно собрать все его монументальные работы,тем не менее,выставка в Лондонской галерее предоставляет редкий шанс для любителей роскоши и «красивой жизни»: насладиться ею во всем великолепии Веронезе.