• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Выставка Веронезе в Лондоне: Венецианская республика и соблазн великолепия

Мне нравится4  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Его называют художником художников. Без него не было бы Карраччи, Рубенса, Ван Дейка, Делакруа… «Это величайший из когда-либо живших художников. Если вы любите Венецию, оперу, роскошь… — это ваша выставка» — говорит Хавьер Саломон, куратор выставки «Веронезе: великолепие Венеции эпохи Ренессанса», которая проходит в Лондонской национальной галерее с 19 марта по 15 июня. Пять лет на ее организацию, чудеса международного сотрудничества — институций и частных лиц — и 50 работ из коллекций Великобритании, Америки, Австрии, Испании, Франции.
Красиво жить (рисовать) не запретишь! Особенно, если «на хвосте» у тебя — святая инквизиция. Правда, в зачете то, что ты из вундеркиндов и пользуешься бешеным спросом.

Он подписывал контракты как «Паоло Кальяри». Веронезе он стал, вероятно, уже в столице Венецианской республики, куда приехал из Вероны, но родился, вообще-то, в Сан Паоло. Паоло из Вероны мог бы добавить к своему имени «Великолепный», но, видимо, скромность, в отсутствии которой обвинял его Суриков, не позволила.

«Нескромными» являются размеры и размах работ Веронезе: сотня персонажей на десятиметровой композиции — каково? Работа над многочисленными фресками, конечно, способствует масштабности мышления. Еще и с архитектурным уклоном: в Вероне его покровитель — архитектор Микеле Санмикеле, а в Венеции в друзьях числятся еще двое известных архитекторов, Андреа Палладио и Якопо Сансовино. Все совпало: и выгодные заказы на построенных этими архитекторами виллах, и уникальное «встроенное» чувство архитектурной гармонии Веронезе.

(иллюстрация — «Дары Венеции». Дворец дожей)
  • Роспись потолка на вилле Барабаро
  • Интерьер на вилле Барбаро
Его фрески не просто украшают виллы, но и вослед архитектуре организовывают пространство. На вилле в Мазере для семейства Барбаро Веронезе «открыл» стены виллы, вписав архитектурные детали в пейзаж. Зрители будто смотрят на озера и холмы с тропинками, ведущими к другим виллам. Нарисованные двери, лоджии, колонны, балкон с хозяйкой виллы, ее служанкой и собачкой — оптический обман, шутка гения. Сейчас такими оптическими иллюзиями украшают фасады современных зданий.
Но, помимо архитекторов, у Паоло Веронезе был еще один учитель — ее величество Венеция. Весь ее дух — роскошь дворцов и пиршеств, светскость и пышность, концентрация идей и талантов, расцвет наук и искусств эпохи Возрождения — все это вылилось на полотна Веронезе размахом и изобилием.
Паоло Веронезе. В Кане
В Кане
Паоло Веронезе
Если уж создавать праздник, то со слугами, куртизанками, зверушками, возлияниями, с музыкантами и музами, с аллегориями и святыми — танцуют все! Ну и размеры, разумеется — скажем, «Брак в Кане Галилейской» — 7×10 метров.
Две интересные детали многофигурных работ Веронезе. Во-первых, даже в библейских сюжетах изображена современная художнику Венеция: антураж — одежда, интерьеры, украшения, посуда, гости — знатные и известные особы того времени. Кстати, на том же полотне «Брак в Кане Галилейской» Паоло изобразил в роли музыкантов себя и собратьев-художников — Тициана, Тинторетто и Бассано. И это вторая деталь: Веронезе частенько вставлял в сюжет собственную персону (ну прямо как Эльдар Рязанов… или Шагал?)
Теперь представьте все это буйство красок, архитектурных деталей и фигур (более 50!) — на «Тайной вечере»! Немудрено, что терпение инквизиции лопнуло. Художника вызвали на трибунал, обвинив в «засилье светскости» в религиозных сюжетах. Он мило отговорился полетами фантазии творцов — и это ему сошло с рук! Как и хитрость с выполнением предписанных изменений: Веронезе сделал надпись, которая позволила трактовать картину как «Пир в доме Левия». Впрочем, инквизиция в век Просвещения была уже не та, да и Веронезе слыл любимцем отцов-настоятелей церкви Сан Себастьяно: начав с росписи плафонов сюжетами об Эсфири, он более 20 лет был художником этой церкви (и похоронен там же).
Паоло Веронезе. Библейская сцена
Библейская сцена
Паоло Веронезе
Одна из жемчужин выставки — «Семейство Дария перед Александром Македонским». Полотно, длинной более 5 м, было приобретено Национальной галереей в 1857 г. за сумму более чем 12 тысяч фунтов, что превысило финансовый фонд галереи, потребовало дополнительной субсидии и вызвало дебаты в парламенте, в результате чего уволили эксперта, организовавшего эту покупку.
Паоло Веронезе. Семья Дария перед Александром
Семья Дария перед Александром
Паоло Веронезе
Цикл «Аллегории любви» представлен на выставке четырьмя полотнами — «Измена», «Презрение», «Почтение» и «Счастливый союз», каждое из которых могло бы сегодня послужить пособием для семейного психолога.
Паоло Веронезе. Неверность
  • Алегория любви. Неверность
  • Алегория любви. Презрение
О колористике, композиции и стилях в работах Паоло Веронезе написаны тома. Но такая монографическая выставка предпринята впервые. Ни в одной галерее мира невозможно собрать все его монументальные работы, тем не менее, выставка в Лондонской галерее предоставляет редкий шанс для любителей роскоши и «красивой жизни»: насладиться ею во всем великолепии Веронезе.
Автор: Инна Лостман
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится4  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: