Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
До 5 октября приехавшие из крупнейших музеев мира работы Паоло Кальяри,вошедшего в историю живописи как Веронезе,гостят на родине художника в Вероне,в Палаццо Делла Гран Гуардия. Впервые за более чем 400 лет в Вероне будет показана серия«Четыре аллегории любви»(эти картины прописаны в Лондонской национальной галерее). Специально к выставке отреставрировано гигантское полотно«Пир в доме Левия» — неординарная версия«Тайной вечери» в исполнении Веронезе.
Полуобнаженные красавицы и красавцы в ярких сияющих шелках на фоне грандиозной архитектуры или природы — «Аллегория любви» представляет собой квинтессенцию стиля Веронезе,в котором главенствовали чувственность и декоративность. Сегодняшние арт-критики фыркнули бы,завидев такое: дескать,нет тут никакой глубины,все только ради красоты. Да,именно ради нее. И потому и при жизни художника,и теперь его картины так нравятся зрителям.
Прозвище свое Веронезе получил в честь Вероны,где родился,но при этом он считается одним из самых значительных мастеров венецианской школы живописи — в Венеции талант художника был признан,там он получал свои лучшие заказы,там закончил свой земной путь. Яркий колорит — его венецианская черта. «Отдых на пути в Египет» — очень венецианская работа Веронезе. На выставку в Верону она прибыла из такой же яркой Флориды. А если быть еще точнее — из Лондона: там недавно завершилась большая выставка Веронезе,о которой «Артхив» уже писал подробно и большинство экспонатов с которой перекочевали в Верону.
И в 16-м веке,и сейчас картины Веронезе способны заменить поход в театр — он мастер не только ярких красок,но и изящных поз,отчего его картины выглядят сценами из спектаклей. Это касается и светских сюжетов,и религиозных. Впрочем,сам художник не делал между ними большой разницы. Его библейские персонажи и многочисленные святые часто очень чувственны,а то и вовсе одеты по итальянской моде времен Веронезе.
Веронезе. Христос в Гефсиманском саду (фрагмент)
Веронезе. Видение Святой Елены.
На выставке в Вероне представлена масса рисунков Веронезе. Всегда интересно,спустя столетия,заглянуть в мастерскую художника и увидеть рождение шедевра. Вот,например,«Марс и Венера» — набросок и итоговый вариант,хранящийся в Национальной галерее Шотландии.
Ну,а самые интересные сравнения связаны с картиной«Пир в доме Левия». Вот так она выглядела до реставрации:
А вот так выглядит после,когда с картины сняли многовековую копоть и под ней открылись чистые краски,так привлекавшие современников:
У этой картины очень любопытная история. Вообще-то,это«Тайная вечеря», хоть и обставлено все,как банкет в доме состоятельного венецианца. Среди атрибутов финансового благополучия — даже породистые собаки и экзотические животные. Да и персонажей тут явно поболее,чем полагается для канонического сюжета.
В 1571 году в трапезной доминиканской церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции произошел пожар,в результате сгорела«Тайная вечеря» Тициана. И хоть он тогда был еще жив,полотно с тем же названием заказали Веронезе. Святая инквизиция,увидев,как вольно художник обошелся с какноническим сюжетом,устроила ему трибунал. Но он очень ловко и легко отделался,просто переименовав полотно в «Пир в Доме Левия»: а в Библии ведь сказано,что,когда Левий устраивал пир для Господа,на нем присутствовало много мытарей.
Вообще,оправдывался перед инквизиторами Веронезе уморительно — протокол заседания сохранился. Ссылался на то,что на картине оставалось много пустого места — и надо же было его кем-то заполнить. А еще говорил,что художники ничем не хуже поэтов и сумасшедших,а значит,могу себе позволять некоторые фантазии.
Но в 18-м веке и «Тайная вечеря» Веронезе сильно пострадала во время пожара. Длина полотна — больше 10-ти метров. Чтобы вынести картину из огня,ее разрезали на три части. Теперь реставраторы сделали стыки поизящнее. На фото слева — только третья часть«Пира в доме Левия», которую доставляют к реставраторам. Что ж,это полотно столь же масштабно,как и открывшая в Вероне выставка Веронезе.