Центр изобразительных искусств БОЗАР в Брюсселе сообщил об окончании реставрации пяти картин Теодора ван Лоона — одного из первых художников в Южных Нидерландах, на которого глубокое влияние оказало творчество Караваджо. Первая в истории ретроспектива «Теодор ван Лоон. Караваджист между Римом и Брюсселем» представит работы этого нетипичного художника, исследуя книги, рисунки, гравюры и картины, а также исторический контекст, в который он вдохнул новую жизнь.
Теодор ван Лоон (1581/82 — 1649) был успешным фламандским художником, который работал в основном в Брюсселе. Некоторое время живописец провёл в Риме и в начале XVII века представил в Южных Нидерландах новый итальянский визуальный язык. Как и Питер Пауль Рубенс, он был вдохновлён творчеством Караваджо, Федерико Бароччи, Доменикино, Аннибале и Агостино Карраччи. Элита того времени высоко оценила искусство Ван Лоона — в число его высокопоставленных клиентов входили эрцгерцог Альбрехт VII Австрийский и его супруга-соправительница Изабелла. Художник писал картины в основном на религиозную тематику. Он, как и Рубенс, служил Контрреформации, выполняя заказы для церквей в Брюсселе и в прилегающих регионах.
Мученичество святого Ламберта
1617, 250×220 см
Но со временем творчество Теодора ван Лоона забылось и его имя ушло в тень других живописцев. Сейчас его работы известны разве что в искусствоведческих кругах. Объединив усилия, БОЗАР и Королевские музеи изящных искусств Бельгии хотят изменить эту ситуацию. Первая выставка, посвященная работам Ван Лоона, подчеркнёт его исключительный талант и откроет широкой публике нового уникального художника.
Поклонение пастухов
XVII век, 207×154 см
Чтобы посетители могли в полной мере насладиться великолепием мастерства Теодора ван Лоона, специально для этой ретроспективы были отреставрированы несколько картин. Четыре работы находятся в церкви Святого Иоанна Крестителя на площади Бегинок (храм был повреждён пожаром в 2000 году). Ещё одно полотно принадлежит брюссельскому монастырю кармелиток.
Над произведениями в течение года трудились четыре реставратора при поддержке многопрофильной команды фотографов, специалистов по визуализации и химиков. Поскольку пять полотен относятся к разным периодам жизни и карьеры художника, они прекрасно иллюстрируют творческий процесс Ван Лоона. Исследования показали, что он вносил необыкновенно большое количество изменений в композиции, прорабатывая картины сразу в красках. Живописец продолжал совершенствовать свои работы вплоть до тех пор, пока не ставил на них подпись.
Над произведениями в течение года трудились четыре реставратора при поддержке многопрофильной команды фотографов, специалистов по визуализации и химиков. Поскольку пять полотен относятся к разным периодам жизни и карьеры художника, они прекрасно иллюстрируют творческий процесс Ван Лоона. Исследования показали, что он вносил необыкновенно большое количество изменений в композиции, прорабатывая картины сразу в красках. Живописец продолжал совершенствовать свои работы вплоть до тех пор, пока не ставил на них подпись.
Фрагмент картины Теодора ван Лоона «Святая Троица с Девой Марией, Иоанном Крестителем и ангелами» до (слева) и после реставрации. Источник: KIK-IRPA, Брюссель
Энергичный и оригинальный стиль Ван Лоона по-прежнему производит сильное впечатление на современных зрителей своими величественными, почти трёхмерными, яркими персонажами, подчёркнутыми светом и тенями. Подобно Бароччи и Караваджо, он писал сцены с преувеличенными фигурами, широкими жестами и экспрессивной мимикой. Как и у художников болонской школы, его композиции хорошо структурированы, отличаются богатой цветовой палитрой, но при этом он уделяет большое внимание текстуре и орнаментации, как его северные коллеги.
На выставке «Теодор ван Лоон. Караваджист между Римом и Брюсселем» будет представлено около пятидесяти работ. Это картины, гравюры и рисунки самого мастера; произведения художников, которые повлияли на него, включая Бароччи, Карраччи и различных караваджистов; работы живописцев, которые заимствовали у самого Ван Лоона.
Экспонаты предоставят такие ведущие мировые учреждения, как Лувр, галерея Уффици, Базельский художественный музей, Королевские музеи изящных искусств Бельгии, международные частные коллекции и церкви.
Слева: Теодор ван Лоон, «Успение Девы Марии» (XVII в.). Королевские музеи изяшных искусств, Брюссель
Выставка «Теодор ван Лоон. Караваджист между Римом и Брюсселем» начнёт работу в Центре изобразительных искусств БОЗАР в Брюсселе 10 октября 2018 года и завершится 13 января 2019-го. После этого — в урезанном варианте — она будет представлена в Национальном музее истории и искусства в Люксембурге.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта BOZAR и Codart