войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Наследие «забытой леди барокко» Микаэлины Вотье пополнилось ещё одной картиной

О новом неожиданном открытии было объявлено недавно в Антверпене. Картина периода барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
, ранее приписанная фламандскому мастеру Якобу ван Осту, оказалась работой одной из самых интересных, а ныне практически неизвестных художниц той эпохи Микаэлины Вотье. В результате цена произведения «Каждому своё» (ок. 1655) на аукционе Van Ham в Кёльне взлетела с предполагаемых 60 тыс. евро до 486,4 тысячи.
Наследие «забытой леди барокко» Микаэлины Вотье пополнилось ещё одной картиной
Динамичная жанровая сцена в стиле барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
изображает двух мальчиков, один из которых одет в белое, второй — в чёрное. Первый держит варёное яйцо с хлебной палочкой, вытянув руку подальше от второго. Другой рукой он отталкивает товарища, тянущегося к лакомству. Это иллюстрация фламандской поговорки «Elk zijn meug» («Каждому своё» или «О вкусах не спорят»).

Атрибуция этой картины была сложным делом. На самом деле немецкий аукционный дом первоначально посчитал её произведением «голландской школы XVII века» и отправил снимок искусствоведу Фреду Мейеру. Однако тот заявил, что работа «ни в коем случае не голландская», но может иметь отношение к фламандцам Якобу ван Осту или Микаэлине Вотье. Эксперт Катлин ван дер Стигелен из Университета Лёвена — наиболее уважаемый авторитет в творчестве малоизвестной барочной художницы — объявила, что «сильное стилистическое сходство с другими произведениями» указывает на несомненное авторство Вотье. Этот убедительный аргумент аукционный дом Van Ham привёл в своём предпродажном каталоге.
Время для объявления об открытии было выбрано как нельзя более удачно: через несколько недель после продажи картина присоединилась к первой в истории ретроспективе своей создательницы «Микаэлина. Ведущая леди барокко» в Антверпене. Выставка, организованная Домом-музеем Рубенса и Музеем MAS стала частью широкого фестиваля «Антверпенское барокко — 2018. Вдохновляет Рубенс», который отдаёт дань уважения одному из самых влиятельных художников, живших в городе, и его культурному наследию.

Публике представлены 30 работ, приписываемых Микаэлине Вотье (хотя их окончательное число оспаривается учёными), и первая в истории монография о художнице, составленная Катлин ван дер Стигелен. В этом контексте открытие новой картины не могло не быть более своевременным. Издание The Art Newspaper сообщает, что кураторы выставки специально оставили место, чтобы повесить её уже после начала показа.
До недавнего времени о Микаэлине — современнице Рубенса — было известно очень мало. «В 1998 году в прекрасном обзоре нидерландской живописи XVII века, опубликованном в Йеле, о ней не упоминалось, — говорит Бен ван Бенеден, директор Музея Рубенса. — Так что ещё 20 лет назад она была ещё неизвестна». В свою очередь профессор Стигелен рассказывает, что за последние несколько десятилетий говорила с директорами музеев по всей Европе, и хотя многие заинтересовались художницей, от организации её ретроспективы зачастую отказывались из опасения, что никто не придёт смотреть картины малознакомого мастера.

Однако резонанс, который получила экспозиция в Антверпене и цены на аукционах, в разы превышающие эстимейт, говорят о появлении новой звезды на мировом арт-рынке. Не в последнюю очередь этому способствует ореол тайны, редкость и исключительное качество работ Микаэлины Вотье.

Сведения о её жизни скудны: родилась в Монсе, столице провинции Эно, после 1640 года переехала в Брю

Сведения о её жизни скудны: родилась в Монсе, столице провинции Эно, после 1640 года переехала в Брюссель и, вероятно, работала в одной студии с братом Шарлем. Несмотря на исключительность, которую демонстрируют её сохранившиеся произведения, имя художницы кануло в безвестность после её смерти. Некоторые работы были ошибочно приписаны брату или, например, Артемизии Джентилески. В 1979 году в обзоре женщин-художников английская писательница Жермен Грир заявила, что в мире известно лишь четыре картины Вотье.

Слева: Микаэлина Вотье, «Автопортрет с мольбертом» (1640-е). Частная коллекция

Как ни странно, безвестности художницы непреднамеренно поспособствовали её мастерство и разнообразие жанров, форматов и размеров в которых она работала. В небольшое (и оспариваемое) число её произведений входят портреты, жанровые сцены, цветочные композиции, религиозные и мифологические сцены. Такой разброс не позволяет искусствоведам уверенно определить авторство вновь открытых работ.
Центральный экспонат выставки «Микаэлина. Ведущая леди барокко» — её самое амбициозное из дошедших до нас полотен «Триумф Вакха» (ок. 1655) из венского Музея истории искусств. По масштабу, сложности и уверенности исполнения его можно сравнить с работами мужчин-современников художницы. Точность передачи человеческих фигур говорит о том, что она изучала анатомию, что женщинам тогда запрещалось. Сама Вотье предстаёт на картине в виде вакханки с обнажённой грудью — это единственный персонаж, глядящий прямо на зрителя.

Вместе с тем, она писала и небольшие декоративные цветочные работы, которыми (наряду с портретами) в те времена ограничивались возможности женщин-живописцев.
Масштабная мифологическая сцена «Триумф Вакха» (ок. 1655) на первой в истории ретроспективе «Микаэли
Масштабная мифологическая сцена «Триумф Вакха» (ок. 1655) на первой в истории ретроспективе «Микаэлина. Ведущая леди барокко». Фото: theculturetrip.com
«Учитывая тот факт, что у неё была очень долгая жизнь, я уверен, что мы откроем ещё множество работ», — говорит Ван Бенеден. Он подозревает, что многие произведения просто были неправильно артибутированы и «завалялись» в музейных хранилищах или частных коллекциях. Около года назад Дом-музей Рубенса начал кампанию по розыску серии из шести картин под названием «Пять чувств». Цикл известен по единственной иллюстрации в аукционном каталоге 1975 года.

Кроме того, уже более 30 лет нет никаких следов одного из двух известных натюрмортов Микаэлины Вотье

Кроме того, уже более 30 лет нет никаких следов одного из двух известных натюрмортов Микаэлины Вотье — «Гирлянды с бабочкой», датированной 1652 годом. В 1985 году картина была частью коллекции парижского галериста Бенито Пардо, но затем исчезла из виду. Профессор Стигелен сказала, что буквально перед открытием ретроспективы в Антверпене «неизвестная подписанная картина была передана на экспертизу», но подтвердить её подлинность искусствовед пока не может.

Слева: репродукция картины Микаэлины Вотье «Флейтист (Слух)» (ок. 1640 — 1660) из аукционного каталога 1975 года. Источник: Codart

Рекомендуемые выставки и показы
Выставка «Микаэлина. Ведущая леди барокко» продлится до 2 сентября 2018 года.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам The Artnewspaper и Hiperallergic. Главная иллюстрация: Visit Antwerpen