Атрибуция этой картины была сложным делом. На самом деле немецкий аукционный дом первоначально посчитал её произведением «голландской школы XVII века» и отправил снимок искусствоведу Фреду Мейеру. Однако тот заявил, что работа «ни в коем случае не голландская», но может иметь отношение к фламандцам Якобу ван Осту или Микаэлине Вотье. Эксперт Катлин ван дер Стигелен из Университета Лёвена — наиболее уважаемый авторитет в творчестве малоизвестной барочной художницы — объявила, что «сильное стилистическое сходство с другими произведениями» указывает на несомненное авторство Вотье. Этот убедительный аргумент аукционный дом Van Ham привёл в своём предпродажном каталоге.
Публике представлены 30 работ, приписываемых Микаэлине Вотье (хотя их окончательное число оспаривается учёными), и первая в истории монография о художнице, составленная Катлин ван дер Стигелен. В этом контексте открытие новой картины не могло не быть более своевременным. Издание The Art Newspaper сообщает, что кураторы выставки специально оставили место, чтобы повесить её уже после начала показа.
Однако резонанс, который получила экспозиция в Антверпене и цены на аукционах, в разы превышающие эстимейт, говорят о появлении новой звезды на мировом арт-рынке. Не в последнюю очередь этому способствует ореол тайны, редкость и исключительное качество работ Микаэлины Вотье.
Сведения о её жизни скудны: родилась в Монсе, столице провинции Эно, после 1640 года переехала в Брюссель и, вероятно, работала в одной студии с братом Шарлем. Несмотря на исключительность, которую демонстрируют её сохранившиеся произведения, имя художницы кануло в безвестность после её смерти. Некоторые работы были ошибочно приписаны брату или, например, Артемизии Джентилески. В 1979 году в обзоре женщин-художников английская писательница Жермен Грир заявила, что в мире известно лишь четыре картины Вотье.
Слева: Микаэлина Вотье, «Автопортрет с мольбертом» (1640-е). Частная коллекция
Вместе с тем, она писала и небольшие декоративные цветочные работы, которыми (наряду с портретами) в те времена ограничивались возможности женщин-живописцев.
Кроме того, уже более 30 лет нет никаких следов одного из двух известных натюрмортов Микаэлины Вотье — «Гирлянды с бабочкой», датированной 1652 годом. В 1985 году картина была частью коллекции парижского галериста Бенито Пардо, но затем исчезла из виду. Профессор Стигелен сказала, что буквально перед открытием ретроспективы в Антверпене «неизвестная подписанная картина была передана на экспертизу», но подтвердить её подлинность искусствовед пока не может.
Слева: репродукция картины Микаэлины Вотье «Флейтист (Слух)» (ок. 1640 — 1660) из аукционного каталога 1975 года. Источник: Codart
По материалам The Artnewspaper и Hiperallergic. Главная иллюстрация: Visit Antwerpen