войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Василий Верещагин и война взглядов: скандал вокруг экскурсий в Третьяковке

Музейная общественность обсуждает скандал, разгоревшийся вокруг посещения Третьяковской галереи компаниями подкованных в истории искусств посетителей, которые обсуждали увиденное и были расценены сотрудниками музея как «экскурсионные группы», не соблюдающая новые правила музея. В числе требований — специальный бейдж и оплата экскурсии по соответствующему тарифу.
Василий Верещагин и война взглядов: скандал вокруг экскурсий в Третьяковке
Группа историков обменивалась вслух мнениями при посещении выставки Василия Верещагина, что вызвало резкую негативную реакцию со стороны сотрудников музея. Подобные инциденты повторились. После бурного обсуждения в соцсетях Третьяковская галерея опубликовала разъяснительное письмо с отсылкой на регламент посещения своих экспозиций и работу гидов. Но это, похоже, не остановило шквал возмущенных постов посетителей. Пытаемся разобраться, что произошло, насколько музеи хотят быть открытыми и чьи интересы защищают.

Первый инцидент произошел 15 июня 2018 года. Несколько посетителей — преподавателей МГУ, историки Олег Айрапетов, Максим Шевченко и Федор Гайда, которые пришли в Третьяковку вместе с несколькими студентами и аспирантами — осматривали экспозицию выставки «Василий Верещагин» (кстати, выставка заканчивается 15 июля 2018).
Посетители обменивалась впечатлениями об увиденном, когда к ним подошел охранник и заявил, что «экскурсии без аккредитации» в музее запрещены. Оскорбленные в лучших чувствах преподаватели написали письмо в Министерство культуры, которое дало указание «разобраться в происшедшем». МГУ в данном споре поддержал официальную позицию музея. Согласно сообщению пресс-службы вуза, которую опубликовал «Интерфакс», «правила посещения Третьяковской галереи требуют, чтобы организованные группы, в том числе школьные и вузовские, специально регистрировали посещение и получили особые бейджи «гида-гостя». «Очень жаль, что преподаватели исторического факультета МГУ, предварительно не ознакомившись с этими правилами, проводили занятие на выставке Верещагина, которая открыта в залах Третьяковской галереи. Обоснованные претензии работников музея были встречены негативной реакцией», — говорится в сообщении. Администрация исторического факультета публично принесла свои извинения Третьяковской галерее. Оно и понятно — оба госучреждения связывает многолетнее сотрудничество, которое никто прерывать не собирается.
Фото со страницы Третьяковской галереи в Фейсбуке
Фото со страницы Третьяковской галереи в Фейсбуке
Как сказала «Медузе» заместитель директора Третьяковской галереи Марина
Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. Читать дальше
Эльзессер, на основании записи видеокамер Музей считает, что преподаватели истфака проводили занятие, а не просто посещали выставку — следовательно, такое занятие должно было быть оформлено и оплачено. Объясняя подобные жесткие меры, Эльзессер отметила: «нередко в руководство галереи поступают жалобы от самих же посетителей на то, что некий гид в одном из залов рассказал неверную информацию. А потом выясняется, что это был вовсе не наш гид, а кто-то из гостей галереи».
Фото со страницы Третьяковской галереи в Фейсбуке
Фото со страницы Третьяковской галереи в Фейсбуке
Было бы странно, если бы Третьяковская галерея не вступила в обсуждение конфликта. 5 июля 2018 на странице музея в социальной сети Фейсбук появилась публикация со ссылкой на документ «О порядке проведения экскурсий», в которой музей заявил, в частности, следующее. «Деятельность любого специалиста (экскурсовода, аккредитованного гида-переводчика, преподавателя) в залах галереи должна быть идентифицирована. Для этого сотрудники Третьяковской галереи обеспечиваются именными бейджами, а сторонние специалисты получают бейджи, на которых указано: «ГИД-гость». Музей также выступил в поддержку Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, которые, по словам Музея, неоднократно обращались к руководству «с настоятельной просьбой упорядочить работу экскурсионных групп в залах».

В конце своего обращения Третьяковка все-таки признает, что разговаривать с друзьями — можно, но так, чтобы не мешать другим посетителям. Стоит отметить, что экскурсия для группы до 20 человек стоит 5310 рублей.
20 июня 2018 подобная ситуация в том же музее повторилась — на этот раз «провинился» главный редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов. Он пришел в Третьяковскую галерею на Лаврушинском переулке вместе с пятерыми друзьями и обсуждал с ними изображенные на картинах одежды.
На этом дело не кончилось — 2 июля 2018 произошел еще один инцидент. На этот раз речь шла о четырех друзьях, посещавших выставку Верещагина. Как рассказал в своем посте на Фейсбуке пользователь Tnargime Rǝnni, «в одном из залов смотрительница сделала замечание, буквально гаркнув мне в спину с другой стороны зала: «Несогласованные экскурсии запрещены!». Посетители продолжили осмотр, беседуя, когда к ним «подошел сотрудник службы безопасности галереи и даже не попросил, а именно решительно потребовал, чтобы я предъявил бэйдж гостевого гида». Охрана апеллировала к Правилам экскурсионного обслуживания Третьяковской галереи.

Особый резонанс вызывает пункт 1.4, который гласит: «Допустимый размер группы при проведении Экскурсий штатными и внештатными сотрудниками Галереи — от 01 до 20 человек».
Фото со страницы Третьяковской галереи в Фейсбуке
Фото со страницы Третьяковской галереи в Фейсбуке

При этом стоит обратить внимание, что в своде Правил экскурсионного обслуживания действительно отсутствует определение понятия «Экскурсия» как такового.
В свете этих событий мы вспомнили различные случаи, когда посетителей выгоняли из музеев или же, наоборот, не обращали внимание на эксцентричное поведение поклонников искусства.

Так, в прошлом году известного писателя и актера Евгения Гришковца едва не выдворили из парижского музея Орсе. Гришковец имел неосторожность принять изображенную на картине ритуальную свечу за сигарету, и это его чрезвычайно развеселило. К слову, расхохотался он у полотна Жан-Поля Лорана «Отлучение Роберта Благочестивого» (1875).
А вот двоих влюбленных американцев все-таки выгнали — из музея Метрополитен. Молодой человек по имени Крис сделал предложение руки и сердца своей девушке на фоне собственного рисунка, который предварительно самовольно повесили в зале Пикассо. О действиях сотрудников и реакции интернет-сообщества читайте в подробностях в нашей публикации.
Фото — со странички пользователя krysxvi в Reddit.
Фото — со странички пользователя krysxvi в Reddit.
Немцы в феврале этого года оказались более терпимыми и не выдворили необычную посетительницу: обнаженная женщина пришла в музей искусства и культуры LWL в Мюнстере, прикрывая грудь обнаженным же младенцем. Это была художница из Швейцарии Мило Муар, которая рассказала, что хотела показать посетителям, как красиво может выглядеть обнаженное тело не только на картинах. К слову, некоторые посетители так и не поняли, что это было, и обошлось без полиции.
Вообще, сегодня музеи идут навстречу посетителям с нестандартными взглядами — так, Музей современного искусства в Токийском дворце Парижа провел закрытую экскурсию для нудистов. Билеты на мероприятие, которое посетили около 200 человек, были раскуплены за два дня.
  • Источник фото: nytimes.com
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Обзор подготовлен по материалам Государственной Третьяквской галереи, публикаций социальной сети Фейсбук, сайтов информационных агентств interfax.ru, meduza. io, .kaliningrad.kp.ru, mignews.ru и собственным публикациям Артхива. Титульная иллюстрация: страница ГТГ в социальной сети Фейсбук.