Музейная общественность обсуждает скандал, разгоревшийся вокруг посещения Третьяковской галереи компаниями подкованных в истории искусств посетителей, которые обсуждали увиденное и были расценены сотрудниками музея как «экскурсионные группы», не соблюдающая новые правила музея. В числе требований — специальный бейдж и оплата экскурсии по соответствующему тарифу.
Группа историков обменивалась вслух мнениями при посещении выставки Василия Верещагина, что вызвало резкую негативную реакцию со стороны сотрудников музея. Подобные инциденты повторились. После бурного обсуждения в соцсетях Третьяковская галерея опубликовала разъяснительное письмо с отсылкой на регламент посещения своих экспозиций и работу гидов. Но это, похоже, не остановило шквал возмущенных постов посетителей. Пытаемся разобраться, что произошло, насколько музеи хотят быть открытыми и чьи интересы защищают.
Первый инцидент произошел 15 июня 2018 года. Несколько посетителей — преподавателей МГУ, историки Олег Айрапетов, Максим Шевченко и Федор Гайда, которые пришли в Третьяковку вместе с несколькими студентами и аспирантами — осматривали экспозицию выставки «Василий Верещагин» (кстати, выставка заканчивается 15 июля 2018).
Первый инцидент произошел 15 июня 2018 года. Несколько посетителей — преподавателей МГУ, историки Олег Айрапетов, Максим Шевченко и Федор Гайда, которые пришли в Третьяковку вместе с несколькими студентами и аспирантами — осматривали экспозицию выставки «Василий Верещагин» (кстати, выставка заканчивается 15 июля 2018).
Двери Тимура (Тамерлана)
1872, 213×168 см
Посетители обменивалась впечатлениями об увиденном, когда к ним подошел охранник и заявил, что «экскурсии без аккредитации» в музее запрещены. Оскорбленные в лучших чувствах преподаватели написали письмо в Министерство культуры, которое дало указание «разобраться в происшедшем». МГУ в данном споре поддержал официальную позицию музея. Согласно сообщению пресс-службы вуза, которую опубликовал «Интерфакс», «правила посещения Третьяковской галереи требуют, чтобы организованные группы, в том числе школьные и вузовские, специально регистрировали посещение и получили особые бейджи «гида-гостя». «Очень жаль, что преподаватели исторического факультета МГУ, предварительно не ознакомившись с этими правилами, проводили занятие на выставке Верещагина, которая открыта в залах Третьяковской галереи. Обоснованные претензии работников музея были встречены негативной реакцией», — говорится в сообщении. Администрация исторического факультета публично принесла свои извинения Третьяковской галерее. Оно и понятно — оба госучреждения связывает многолетнее сотрудничество, которое никто прерывать не собирается.
Фото со страницы Третьяковской галереи в Фейсбуке
Как сказала «Медузе» заместитель директора Третьяковской галереи Марина
Эльзессер, на основании записи видеокамер Музей считает, что преподаватели истфака проводили занятие, а не просто посещали выставку — следовательно, такое занятие должно было быть оформлено и оплачено. Объясняя подобные жесткие меры, Эльзессер отметила: «нередко в руководство галереи поступают жалобы от самих же посетителей на то, что некий гид в одном из залов рассказал неверную информацию. А потом выясняется, что это был вовсе не наш гид, а кто-то из гостей галереи».
Фото со страницы Третьяковской галереи в Фейсбуке
Было бы странно, если бы Третьяковская галерея не вступила в обсуждение конфликта. 5 июля 2018 на странице музея в социальной сети Фейсбук появилась публикация со ссылкой на документ «О порядке проведения экскурсий», в которой музей заявил, в частности, следующее. «Деятельность любого специалиста (экскурсовода, аккредитованного гида-переводчика, преподавателя) в залах галереи должна быть идентифицирована. Для этого сотрудники Третьяковской галереи обеспечиваются именными бейджами, а сторонние специалисты получают бейджи, на которых указано: «ГИД-гость». Музей также выступил в поддержку Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, которые, по словам Музея, неоднократно обращались к руководству «с настоятельной просьбой упорядочить работу экскурсионных групп в залах».
В конце своего обращения Третьяковка все-таки признает, что разговаривать с друзьями — можно, но так, чтобы не мешать другим посетителям. Стоит отметить, что экскурсия для группы до 20 человек стоит 5310 рублей.
В конце своего обращения Третьяковка все-таки признает, что разговаривать с друзьями — можно, но так, чтобы не мешать другим посетителям. Стоит отметить, что экскурсия для группы до 20 человек стоит 5310 рублей.
20 июня 2018 подобная ситуация в том же музее повторилась — на этот раз «провинился» главный редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов. Он пришел в Третьяковскую галерею на Лаврушинском переулке вместе с пятерыми друзьями и обсуждал с ними изображенные на картинах одежды.
На этом дело не кончилось — 2 июля 2018 произошел еще один инцидент. На этот раз речь шла о четырех друзьях, посещавших выставку Верещагина. Как рассказал в своем посте на Фейсбуке пользователь Tnargime Rǝnni, «в одном из залов смотрительница сделала замечание, буквально гаркнув мне в спину с другой стороны зала: «Несогласованные экскурсии запрещены!». Посетители продолжили осмотр, беседуя, когда к ним «подошел сотрудник службы безопасности галереи и даже не попросил, а именно решительно потребовал, чтобы я предъявил бэйдж гостевого гида». Охрана апеллировала к Правилам экскурсионного обслуживания Третьяковской галереи.
Особый резонанс вызывает пункт 1.4, который гласит: «Допустимый размер группы при проведении Экскурсий штатными и внештатными сотрудниками Галереи — от 01 до 20 человек».
Фото со страницы Третьяковской галереи в Фейсбуке
При этом стоит обратить внимание, что в своде Правил экскурсионного обслуживания действительно отсутствует определение понятия «Экскурсия» как такового.
В свете этих событий мы вспомнили различные случаи, когда посетителей выгоняли из музеев или же, наоборот, не обращали внимание на эксцентричное поведение поклонников искусства.
Так, в прошлом году известного писателя и актера Евгения Гришковца едва не выдворили из парижского музея Орсе. Гришковец имел неосторожность принять изображенную на картине ритуальную свечу за сигарету, и это его чрезвычайно развеселило. К слову, расхохотался он у полотна Жан-Поля Лорана «Отлучение Роберта Благочестивого» (1875).
Так, в прошлом году известного писателя и актера Евгения Гришковца едва не выдворили из парижского музея Орсе. Гришковец имел неосторожность принять изображенную на картине ритуальную свечу за сигарету, и это его чрезвычайно развеселило. К слову, расхохотался он у полотна Жан-Поля Лорана «Отлучение Роберта Благочестивого» (1875).
А вот двоих влюбленных американцев все-таки выгнали — из музея Метрополитен. Молодой человек по имени Крис сделал предложение руки и сердца своей девушке на фоне собственного рисунка, который предварительно самовольно повесили в зале Пикассо. О действиях сотрудников и реакции интернет-сообщества читайте в подробностях в нашей публикации.
Фото — со странички пользователя krysxvi в Reddit.
Немцы в феврале этого года оказались более терпимыми и не выдворили необычную посетительницу: обнаженная женщина пришла в музей искусства и культуры LWL в Мюнстере, прикрывая грудь обнаженным же младенцем. Это была художница из Швейцарии Мило Муар, которая рассказала, что хотела показать посетителям, как красиво может выглядеть обнаженное тело не только на картинах. К слову, некоторые посетители так и не поняли, что это было, и обошлось без полиции.
Вообще, сегодня музеи идут навстречу посетителям с нестандартными взглядами — так, Музей современного искусства в Токийском дворце Парижа провел закрытую экскурсию для нудистов. Билеты на мероприятие, которое посетили около 200 человек, были раскуплены за два дня.
Обзор подготовлен по материалам Государственной Третьяквской галереи, публикаций социальной сети Фейсбук, сайтов информационных агентств interfax.ru, meduza. io, .kaliningrad.kp.ru, mignews.ru и собственным публикациям Артхива. Титульная иллюстрация: страница ГТГ в социальной сети Фейсбук.