Правнук французского постимпрессиониста Поля Сезанна и Бернский музей изобразительных искусств достигли соглашения по поводу пейзажа «Гора Сент-Виктуар», написанного в 1897 году. Эта работа — возможно, самая известная в коллекции сына нацистского арт-дилера Корнелиуса Гурлитта, обнаруженной в 2012 году во время рейдов в его квартиру в Мюнхене. С 3 июля картина выставлена в музее — впервые после Второй мировой войны.
До конца не понятно, как произведение Поля Сезанна попало к Хильдебранду Гурлитту. В годы правления нацистов этот торговец покупал картины, насильно изъятые у евреев или проданные по принуждению коллекционерами, которые отчаянно хотели покинуть Германию. Всю коллекцию этот человек оставил своему сыну Корнелиусу, который, в свою очередь, неожиданно завещал её Музею изобразительных искусств в Берне за несколько недель до своей смерти в 2014 году.
Швейцарский институт согласился принять лишь работы, чьё происхождение не будет вызывать вопросов. Однако с «Горой Сент-Виктуар» не всё до конца понятно. Пейзаж находился во владении семьи Сезанн до 1940 года, а затем его судьба изобилует пробелами, которые не смогли заполнить эксперты исследовательского проекта Gurlitt Provenance Research. «Мы лишь знаем, что картина была конфискована нацистами в Париже, но впоследствии вернулась владельцам, — сказала директор музея в Берне Нина Циммер. — Нацисты их не преследовали. В 1947 году Гурлитт упомянул произведение в письме».
Швейцарский институт согласился принять лишь работы, чьё происхождение не будет вызывать вопросов. Однако с «Горой Сент-Виктуар» не всё до конца понятно. Пейзаж находился во владении семьи Сезанн до 1940 года, а затем его судьба изобилует пробелами, которые не смогли заполнить эксперты исследовательского проекта Gurlitt Provenance Research. «Мы лишь знаем, что картина была конфискована нацистами в Париже, но впоследствии вернулась владельцам, — сказала директор музея в Берне Нина Циммер. — Нацисты их не преследовали. В 1947 году Гурлитт упомянул произведение в письме».
Пейзаж
Сезанна «Гора Сент-Виктуар» стал ещё одним произведением художника в коллекции Бернского музея изобразительных искусств наряду с картиной «Крыши. Равнина в Провансе» (1885)
Теперь дилемма разрешена, благодаря соглашению между учреждением и семьёй художника в лице его правнука Филиппа Сезанна. Потомки согласились признать швейцарский музей законным владельцем произведения в обмен на возможность регулярно выставлять его в небольшом Музее Гране в родном городе живописца — Экс-ан-Провансе. Особо подчёркивается, что решение было принято без финансовой подоплёки.
Сейчас этот горный пейзаж стал экспонатом выставки «Гурлитт: оперативные данные. Часть 2: нацистские кражи и их последствия» (до 15 июля). В неё вошли 40 картин и столько же акварелей Сезанна с изображением горы Сент-Виктуар. Позже работа, возможно, будет вывешена рядом с другими произведениями живописца из коллекции музея, в том числе — автопортретом «Портрет художника в широкополой шляпе», натюрмортом и ещё одним пейзажем. Стороны заявили, что в настоящее время идут переговоры о проведении «в обозримом будущем» выставки в Музее Гране.
Слева: Поль Сезанн, «Портрет художника в широкополой шляпе» (1879 — 1880)
Напомним, в ноябре 2017 года Бернский музей изобразительных искусств и Федеральный выставочный зал в немецком Бонне одновременно провели выставки, на которых были представлены 450 работ из коллекции затворника Корнелиуса Гурлитта.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам artnet News и The Art Newspaper. Главная иллюстрация: пейзаж Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар» из коллекции Бернского музея изобразительных искусств