войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Реставраторы увидели глаза ягнёнка на Гентском алтаре

Гентский алтарь «Поклонение Мистическом Агнцу» продолжает приносить сюрпризы. Реставраторы выяснили, что ягнёнок — центральная фигура фламандского шедевра XV века братьев Губерта и Яна ван Эйков — «гораздо более выразительный и впечатляющий», чем тот, к которому привыкли зрители за несколько минувших столетий. А двое исследователей заявили, что знают, где находится одна из панелей этого самого похищаемого произведения мире, выкраденная почти 85 лет назад. И власти очень серьёзно относятся к их словам.
Реставраторы увидели глаза ягнёнка на Гентском алтаре
В последнее время группа реставраторов Королевского института культурного наследия Бельгии трудилась над удалением перекрашиваний, которые в течение почти пяти столетий маскировали жертвенного агнца на главной панели Гентского алтаря. И постепенно знаменитый ягнёнок — бесстрастная и довольно нейтральная фигура с широким лбом и четырьмя ушами — уступил место оригиналу Ван Эйков. У этого средневекового барашка графически чёткая морда и большие почти человеческие глаза, притягивающие взгляд зрителя к финальной сцене жертвоприношения.
Агнец до (слева) и после реставрации. Фото: KIK-IRPA
Агнец до (слева) и после реставрации. Фото: KIK-IRPA
Ягнёнок — Мистический Агнец Божий — символ Христа и его смерти, а его принесение в жертву эквивалентно распятию Иисуса. Он истекает кровью в Святой Грааль, установленный на алтаре. Само животное — это не только символ Иисуса, но также и эмблема Гильдии торговцев шерстью, игравшей чрезвычайно важную роль в жизни Гента.

«Мы даже не представляли, как сильно эта панель была перекрашена в XVI веке. Теперь мы заново открыли оригинал, написанный Ван Эйками», — сказала руководитель реставрационного проекта Элен Дюбуа.
Пять столетий назад алтарь подвергся масштабному вмешательству, целью которого было сокрытие мелких повреждений и следов ранних неуклюжих обновлений. В 1951 году под слоем зелёной краски вокруг головы Агнца обнажились оригинальные маленькие ушки, и с тех пор у фигуры их было четыре.

Нынешнее исследование показало, что в XVI веке было заретушировано около 45% поверхности центральной панели. Помимо самого ягнёнка, реставраторы того времени «отредактировали» небо, здания и холмы на заднем плане, драпировки и ткани на алтаре. При этом безвозвратно было уничтожено лишь 3% оригинальной работы Ван Эйков, так что все поздние слои можно безболезненно удалить.
Кампания по восстановлению «Поклонения Мистическому Агнцу» началась в октябре 2012 года. В октябре 2016-го была завершена первая фаза — реставрация внешних панелей. Текущая стадия — воссоздание внутренних изображений — должна закончиться в 2020 году. Работы проходят в студии со стеклянной витриной в Гентском музее изящных искусств, что позволяет посетителям наблюдать за процессом. Кроме того, на сайте «Ближе к Ван Эйку» можно ознакомиться с материалами, относящимися к Гентскому алтарю, и в деталях рассмотреть снимки в высоком разрешении.

Читайте также: Ближе некуда. История и детали Гентского алтаря на сайте «Ближе к ван Эйку»
Реставраторы в процессе восстановления внешних панелей Гентского алтаря. Фото: Closer to Van Eyck
Реставраторы в процессе восстановления внешних панелей Гентского алтаря. Фото: Closer to Van Eyck
Полиптих, созданный для церкви Иоанна Крестителя (ныне собор Святого Бавона) в Генте, освящён в 1432 году. Его заказчиками были богатый торговец Йос Вейдт и его жена-аристократка Елизавета Борлют — их изображения присутствуют на левой и правой створках запрестольного образа (в закрытом виде).
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
За 600 лет существования алтарь размером 4,3 на 3,4 метра полностью или частично выкрадывали 13 раз. Он был предметом интереса таких диктаторов, как Наполеон и Гитлер. Но самое громкое похищение произошло в ночь на 11 апреля 1934 года, когда злоумышленники вынесли из собора створки с изображениями Иоанна Крестителя и Праведных судей. Первую затем вернули в знак доброй воли, а за вторую потребовали выкуп в 1 миллион бельгийских франков, который не был выплачен. Это преступление ставит в тупик детективов вот уже свыше 80 лет.

С самого начала власти не расследовали злодеяние должным образом. В тот день комиссар полиции Гента Антуан Люйстерборгс предпочёл разбираться с кражей сыров в магазине напротив. Позже бельгийское правительство получало письма от таинственного похитителя, пока он не замолчал навсегда.

  • Гентский алтарь с открытыми створками, «Праведные судьи» (копия)
  • Гентский алтарь с закрытыми створками. Иоанн Креститель
Теперь же авторы новой книги Марк де Бель и Джино Маршаль заявили, что знают местоположение пропавшего фрагмента — оно, якобы, находится под одной из мощённых площадей Гента. Подсказки они искали в словах биржевого брокера Арсена Годертьера. Через несколько месяцев после кражи этот человек перенёс сердечный приступ и на смертном одре якобы прошептал адвокату: «Я один знаю, где „Мистический Агнец“. Информация находится в правом ящике моего стола, в конверте с надписью „взаимопомощь“».

Юрист обнаружил 13 написанных под копирку писем с требованием выкупа, а также заключительную, неотправленную записку с подсказкой: «[Панель] находится в месте, откуда ни я, ни кто-либо другой не может достать её, не привлекая всеобщего внимания».
Инженер Джино Маршаль (слева) и писатель Марк де Бель со своей книгой «Четырнадцатое письмо». Фото v
Инженер Джино Маршаль (слева) и писатель Марк де Бель со своей книгой «Четырнадцатое письмо». Фото via mogaznews.com
За десятилетия появилось множество теорий о том, куда можно было спрятать фрагмент. После Второй мировой войны собор Святого Бавона обыскивали шесть раз, в том числе просвечивали рентгеновскими лучами на глубину в 10 метров.

В книге «Четырнадцатое письмо» Маршаль, инженер-промышленник, увлекающийся головоломками, утверждает, что ключ к разгадке тайны содержится в пяти словах и одной цифре в последней неотправленной записке. «В четырнадцатом письме было шесть странных слов, — говорит автор. — Но я определил, что четыре из них обозначают места в Генте под старыми названиями. Пятым было число 152. Если вы пройдёте 152 метра от этих четырёх мест, попадёте на точку пересечения этих маршрутов. И это недалеко от кафе, куда всё время ходил Годертьер».

Последний фрагмент головоломки, по словам Маршаля, он понял, когда вычертил направления от четырёх т

Последний фрагмент головоломки, по словам Маршаля, он понял, когда вычертил направления от четырёх точек к потенциальному тайнику. Появились буквы, которые сложились в слово «Нина», которое было шестым и последним из загадочных слов в письме.

Маршаль рассказал, что обратился в полицию ещё в сентябре, но лишь в январе разгадал головоломку целиком. Известный в Бельгии писатель Марк де Бель добавил, что выпущенная книга — выдумка, в которую вплетена теория его соавтора. Но место, которое он обнаружил, идеально для скрытия панели 55 на 149 см.

Слева: площадь Каландеберг в Генте, где теоретически может находиться пропавшая панель. Фото: mogaznews.com

Власти очень серьёзно отнеслись к версии Маршаля и де Беля. На презентации их книги присутствовал мэр Гента Даниэль Термон, который заявил: «Если бы эта новая теория была просто трюком для продвижения книги, я бы не пошёл на сотрудничество и городской совет не предоставил бы свой зал для пресс-конференции». Он также попросил охотников за кладами не браться за лопаты и «не копать ям на [площади] Каландеберг. Это работа для полиции и прокуратуры».

В свою очередь прокуратура Гента подтвердила, что досконально рассматривает теорию двух любителей и возможность провести поиски под обозначенным местом.
Гентский алтарь с открытыми створками. Фрагмент образа Борогодицы. Фото: Closer to Van Eyck
Гентский алтарь с открытыми створками. Фрагмент образа Борогодицы. Фото: Closer to Van Eyck
Рекомендуемые выставки и показы
Остаётся лишь неясным, зачем было публиковать книгу до обнаружения фрагмента, а не закончить её уже после подтверждения догадки. Пока же на месте панели «Праведные судьи» Гентского алтаря находится копия, выполненная в 1945 году художником Жефом ван дер Фекеном.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам Codart, Artdaily и The Guardian. Главная иллюстрация: реставраторы работают над центральной панелью Гентского алтаря; фото — JOHN THYS / AFP