войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Реставраторы увидели глаза ягнёнка на Гентском алтаре

Гентский алтарь «Поклонение Мистическом Агнцу» продолжает приносить сюрпризы. Реставраторы выяснили, что ягнёнок — центральная фигура фламандского шедевра XV века братьев Губерта и Яна ван Эйков — «гораздо более выразительный и впечатляющий», чем тот, к которому привыкли зрители за несколько минувших столетий. А двое исследователей заявили, что знают, где находится одна из панелей этого самого похищаемого произведения мире, выкраденная почти 85 лет назад. И власти очень серьёзно относятся к их словам.
Реставраторы увидели глаза ягнёнка на Гентском алтаре
В последнее время группа реставраторов Королевского института культурного наследия Бельгии трудилась над удалением перекрашиваний, которые в течение почти пяти столетий маскировали жертвенного агнца на главной панели Гентского алтаря. И постепенно знаменитый ягнёнок — бесстрастная и довольно нейтральная фигура с широким лбом и четырьмя ушами — уступил место оригиналу Ван Эйков. У этого средневекового барашка графически чёткая морда и большие почти человеческие глаза, притягивающие взгляд зрителя к финальной сцене жертвоприношения.
Агнец до (слева) и после реставрации. Фото: KIK-IRPA
Агнец до (слева) и после реставрации. Фото: KIK-IRPA
Ягнёнок — Мистический Агнец Божий — символ Христа и его смерти, а его принесение в жертву эквивалентно распятию Иисуса. Он истекает кровью в Святой Грааль, установленный на алтаре. Само животное — это не только символ Иисуса, но также и эмблема Гильдии торговцев шерстью, игравшей чрезвычайно важную роль в жизни Гента.

«Мы даже не представляли, как сильно эта панель была перекрашена в XVI веке. Теперь мы заново открыли оригинал, написанный Ван Эйками», — сказала руководитель реставрационного проекта Элен Дюбуа.
Пять столетий назад алтарь подвергся масштабному вмешательству, целью которого было сокрытие мелких повреждений и следов ранних неуклюжих обновлений. В 1951 году под слоем зелёной краски вокруг головы Агнца обнажились оригинальные маленькие ушки, и с тех пор у фигуры их было четыре.

Нынешнее исследование показало, что в XVI веке было заретушировано около 45% поверхности центральной панели. Помимо самого ягнёнка, реставраторы того времени «отредактировали» небо, здания и холмы на заднем плане, драпировки и ткани на алтаре. При этом безвозвратно было уничтожено лишь 3% оригинальной работы Ван Эйков, так что все поздние слои можно безболезненно удалить.
Кампания по восстановлению «Поклонения Мистическому Агнцу» началась в октябре 2012 года. В октябре 2016-го была завершена первая фаза — реставрация внешних панелей. Текущая стадия — воссоздание внутренних изображений — должна закончиться в 2020 году. Работы проходят в студии со стеклянной витриной в Гентском музее изящных искусств, что позволяет посетителям наблюдать за процессом. Кроме того, на сайте «Ближе к Ван Эйку» можно ознакомиться с материалами, относящимися к Гентскому алтарю, и в деталях рассмотреть снимки в высоком разрешении.

Читайте также: Ближе некуда. История и детали Гентского алтаря на сайте «Ближе к ван Эйку»
Реставраторы в процессе восстановления внешних панелей Гентского алтаря. Фото: Closer to Van Eyck
Реставраторы в процессе восстановления внешних панелей Гентского алтаря. Фото: Closer to Van Eyck
Полиптих, созданный для церкви Иоанна Крестителя (ныне собор Святого Бавона) в Генте, освящён в 1432 году. Его заказчиками были богатый торговец Йос Вейдт и его жена-аристократка Елизавета Борлют — их изображения присутствуют на левой и правой створках запрестольного образа (в закрытом виде).
За 600 лет существования алтарь размером 4,3 на 3,4 метра полностью или частично выкрадывали 13 раз. Он был предметом интереса таких диктаторов, как Наполеон и Гитлер. Но самое громкое похищение произошло в ночь на 11 апреля 1934 года, когда злоумышленники вынесли из собора створки с изображениями Иоанна Крестителя и Праведных судей. Первую затем вернули в знак доброй воли, а за вторую потребовали выкуп в 1 миллион бельгийских франков, который не был выплачен. Это преступление ставит в тупик детективов вот уже свыше 80 лет.

С самого начала власти не расследовали злодеяние должным образом. В тот день комиссар полиции Гента Антуан Люйстерборгс предпочёл разбираться с кражей сыров в магазине напротив. Позже бельгийское правительство получало письма от таинственного похитителя, пока он не замолчал навсегда.

  • Гентский алтарь с открытыми створками, «Праведные судьи» (копия)
  • Гентский алтарь с закрытыми створками. Иоанн Креститель
Теперь же авторы новой книги Марк де Бель и Джино Маршаль заявили, что знают местоположение пропавшего фрагмента — оно, якобы, находится под одной из мощённых площадей Гента. Подсказки они искали в словах биржевого брокера Арсена Годертьера. Через несколько месяцев после кражи этот человек перенёс сердечный приступ и на смертном одре якобы прошептал адвокату: «Я один знаю, где „Мистический Агнец“. Информация находится в правом ящике моего стола, в конверте с надписью „взаимопомощь“».

Юрист обнаружил 13 написанных под копирку писем с требованием выкупа, а также заключительную, неотправленную записку с подсказкой: «[Панель] находится в месте, откуда ни я, ни кто-либо другой не может достать её, не привлекая всеобщего внимания».
Инженер Джино Маршаль (слева) и писатель Марк де Бель со своей книгой «Четырнадцатое письмо». Фото v
Инженер Джино Маршаль (слева) и писатель Марк де Бель со своей книгой «Четырнадцатое письмо». Фото via mogaznews.com
За десятилетия появилось множество теорий о том, куда можно было спрятать фрагмент. После Второй мировой войны собор Святого Бавона обыскивали шесть раз, в том числе просвечивали рентгеновскими лучами на глубину в 10 метров.

В книге «Четырнадцатое письмо» Маршаль, инженер-промышленник, увлекающийся головоломками, утверждает, что ключ к разгадке тайны содержится в пяти словах и одной цифре в последней неотправленной записке. «В четырнадцатом письме было шесть странных слов, — говорит автор. — Но я определил, что четыре из них обозначают места в Генте под старыми названиями. Пятым было число 152. Если вы пройдёте 152 метра от этих четырёх мест, попадёте на точку пересечения этих маршрутов. И это недалеко от кафе, куда всё время ходил Годертьер».

Последний фрагмент головоломки, по словам Маршаля, он понял, когда вычертил направления от четырёх т

Последний фрагмент головоломки, по словам Маршаля, он понял, когда вычертил направления от четырёх точек к потенциальному тайнику. Появились буквы, которые сложились в слово «Нина», которое было шестым и последним из загадочных слов в письме.

Маршаль рассказал, что обратился в полицию ещё в сентябре, но лишь в январе разгадал головоломку целиком. Известный в Бельгии писатель Марк де Бель добавил, что выпущенная книга — выдумка, в которую вплетена теория его соавтора. Но место, которое он обнаружил, идеально для скрытия панели 55 на 149 см.

Слева: площадь Каландеберг в Генте, где теоретически может находиться пропавшая панель. Фото: mogaznews.com

Власти очень серьёзно отнеслись к версии Маршаля и де Беля. На презентации их книги присутствовал мэр Гента Даниэль Термон, который заявил: «Если бы эта новая теория была просто трюком для продвижения книги, я бы не пошёл на сотрудничество и городской совет не предоставил бы свой зал для пресс-конференции». Он также попросил охотников за кладами не браться за лопаты и «не копать ям на [площади] Каландеберг. Это работа для полиции и прокуратуры».

В свою очередь прокуратура Гента подтвердила, что досконально рассматривает теорию двух любителей и возможность провести поиски под обозначенным местом.
Гентский алтарь с открытыми створками. Фрагмент образа Борогодицы. Фото: Closer to Van Eyck
Гентский алтарь с открытыми створками. Фрагмент образа Борогодицы. Фото: Closer to Van Eyck
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Остаётся лишь неясным, зачем было публиковать книгу до обнаружения фрагмента, а не закончить её уже после подтверждения догадки. Пока же на месте панели «Праведные судьи» Гентского алтаря находится копия, выполненная в 1945 году художником Жефом ван дер Фекеном.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам Codart, Artdaily и The Guardian. Главная иллюстрация: реставраторы работают над центральной панелью Гентского алтаря; фото — JOHN THYS / AFP