Реставраторы из Художественной галереи Онтарио завершили трёхлетнее исследование картины «Суп» Пабло Пикассо из коллекции учреждения. Оно не только пролило свет на многочисленные вопросы, давно волновавшие учёных, но и выявило значительные изменения в композиции, углубив познания о «голубом периоде» художника с 1901 по 1904 годы.
Жанровая сцена «Суп» была подарена Художественной галерее Онтарио в 1983 году. На ней изображён ребёнок, который тянется к миске в руках у согнувшейся женщины. Вся работа выполнена преимущественно оттенками синего, белого и коричневого цветов. И, как показал анализ, Пикассо внёс существенные изменения в первоначальную композицию.
Суп
1902, 38.5×46 см
«Давно стало ясно, что под толстым текстурированным красочным слоем „Супа“ есть секреты, — говорит старший консерватор галереи Сандра Вебстер-Кук. — По рентгеновским снимкам и даже при внимательном изучении невооружённым глазом видно, что перед написанием этой картины художник счистил другую. Но что именно находилось под поверхностью, было тайной. Благодаря сложной обработке изображений и анализу, мы выяснили это».
Учёные увидели под верхним слоем очертания прогнувшейся назад женщины, расположенной между двух главных фигур на видимой картине. Пикассо заретушировал эту фигуру, а затем использовал её контуры, выписывая героинь финальной композиции. Также она частично скрыта за паром, поднимающимся над миской. Образ этой женщины соотносится с несколькими рисунками и картинами, которые Пикассо выполнил в Барселоне в 1902 году. Это дало учёным лучшее понимание того, как «Суп» связан с другими произведениями «голубого периода».
Учёные увидели под верхним слоем очертания прогнувшейся назад женщины, расположенной между двух главных фигур на видимой картине. Пикассо заретушировал эту фигуру, а затем использовал её контуры, выписывая героинь финальной композиции. Также она частично скрыта за паром, поднимающимся над миской. Образ этой женщины соотносится с несколькими рисунками и картинами, которые Пикассо выполнил в Барселоне в 1902 году. Это дало учёным лучшее понимание того, как «Суп» связан с другими произведениями «голубого периода».
На этом скане чётко виден силуэт прогнувшейся женщины между фигурами двух главных героинь. Фото: The Star
При сканировании были выявлены и другие изменения в композиции картины. Модификации касаются, в частности, руки женщины, держащей миску, а также положения головы и ноги ребёнка. Кроме того, под верхним слоем — в пространстве между героинями — обнаружен керамический кувшин. Все эти редакции связаны с подготовительными рисунками и картинами, которые Пикассо создал примерно в то же время, что и «Суп».
В феврале 2018 года Художественная галерея Онтарио представляла результаты исследования ещё одной крупной работы «голубого периода» Пикассо из своей коллекции — «Нищенки на корточках». Это изображение женщины, закутанной в плащ, выполненное в синих, серых и зелёных тонах.
Ещё в 1992 году под верхним красочным слоем этой картины был выявлен пейзаж. Новое исследование предполагает, что это может быть изображение парка «Лабиринт Орта», выполненное, возможно, другим художником из Барселоны. Туда Пикассо вернулся после того, как провёл более семи месяцев в Париже.
Слева: Пабло Пикассо, «Нищенка на корточках» (1902). Художественная галерея Онтарио, Торонто
Рентгеновский снимок показал, что под верхним красочным слоем «Нищенки на корточках» Пикассо скрывается пейзаж
. Фото: Художественная галерея Онтарио, Торонто
Сканирование выявило, что Пикассо включил пейзаж
первой картины в свою композицию, подогнав спину женщины под холмы на правой стороне холста. Анализ также показывает, что изначально правая рука женщины на корточках была открыта и держала круглый кусок хлеба. Однако мастер отказался от этого элемента и, в конце концов, закрыл руку и хлеб плащом.
Сложное гиперспектральное изображение выявило на картине «Нищенка на корточках» руку с куском хлеба, которые Пикассо затем скрыл под покрывалом. Фото: The Canadian Press
Учёные считают, что скрытая рука «Нищенки на корточках» аналогична такому же элементу в акварели Пикассо «Сидящая женщина» (ок. 1902), недавно проданной на аукционе. Они также предположили, что неудобное положение и форма закрашенной правой руки на картине соотносятся с крупным изображением Марии Магдалины у испанского художника эпохи Возрождения Эль Греко. Этот образ был хорошо известен в Барселоне.
Кающаяся Мария Магдалина
1590, 109×96 см
Информация, полученная в результате этих исследований, будет представлена на выставке, посвящённой «голубому периоду» в творчестве Пикассо. Её в 2020 — 2021 годах планируют организовать Художественная галерея Онтарио совместно с Собранием Филлипса из Вашингтона.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам Artdaily. Главная иллюстрация: исследование картины «Нищенка на корточках» Пикассо; фото — Художественная галерея Онтарио