Охотники за утерянными произведениями искусства уже отчаялись обнаружить самую большую картину мексиканской художницы Фриды Кало «Раненный стол» (1940), которая буквально «растворилась в воздухе» после того, как художница подарила ее Советскому Союзу. Однако один мексиканский исследователь заявил, что надеется найти её в течение следующих пяти лет.
«Раненный стол» — это «святой Грааль» для искусствоведов, изучающих творчество Кало. Последний раз картину видели на выставке в Варшаве в 1955 году, после чего она исчезла по дороге в Москву.
В поисках шедевра учёные десятилетиями рылись в архивах, таможенных документах и музейных записях в Европе и Америке. Однако исследователь Рауль Кано Монрой, организовавший выставку в доме-музее Диего Риверы и Фриды Кало в Мехико в 2017 году, заявляет, что обнаружил новые подсказки. Они появились во время работы с архивом Национального фронта пластических искусств, который продвигал творчество мексиканских художников за границей в 1950-х годах.
В поисках шедевра учёные десятилетиями рылись в архивах, таможенных документах и музейных записях в Европе и Америке. Однако исследователь Рауль Кано Монрой, организовавший выставку в доме-музее Диего Риверы и Фриды Кало в Мехико в 2017 году, заявляет, что обнаружил новые подсказки. Они появились во время работы с архивом Национального фронта пластических искусств, который продвигал творчество мексиканских художников за границей в 1950-х годах.
Утерянная картина Фриды Кало «Раненный стол» (1940). Фото via Daily Mail
«Я думаю, что через пять лет моё расследование принесёт плоды», — заявил Кано в интервью мексиканской газете Milenio, добавив, что «нашёл советника для помощи в своих изысканиях». При этом он отказался делиться с изданием The Art Newspaper какими-либо подробностями новообретённых доказательств. «Учитывая обстоятельства, и то, что я не могу делиться информацией по этой теме, мне нечего сказать», — ответил он на просьбу о комментарии.
Однако его оптимизма оказалось достаточно, чтобы вновь привлечь внимание к многолетней тайне. «Это была бы замечательная новость, — сказал Карлос Филлипс, член Фонда Диего Риверы и Фриды Кало. — Мы будем признательны всем, кто найдёт картину».
Однако его оптимизма оказалось достаточно, чтобы вновь привлечь внимание к многолетней тайне. «Это была бы замечательная новость, — сказал Карлос Филлипс, член Фонда Диего Риверы и Фриды Кало. — Мы будем признательны всем, кто найдёт картину».
Фрида Кало и Диего Ривера. Фото via t13. cl
Фрида Кало — одна из самых популярных и узнаваемых художников Мексики, а «Раненый стол» (La Mesa Herida) был самой большой её картиной, около 1,2 м на 2,4 м. Работа написана маслом на панели, а не на холсте. Это сюрреалистическое изображение самой художницы в окружении гостей. Среди них — скелет, который перебирает её волосы, доколумбовая глиняная статуэтка, добавляющая конечность, казалось бы, безрукой Фриде, гротескная фигура, которая, как полагают, воплощает её любвеобильного супруга Диего Риверу, а также любимые племянница и племянник как воплощение желания героини стать матерью. Все они собрались за столом, покрытым кровоточащими ранами и стоящим на человеческих ногах вместо ножек. Он символизирует боль и сломленность Фриды после развода с мужем.
Чёрно-белая репродукция «Раненого стола». Фото via t13. cl
Художница торопилась закончить эту сложную композицию к открытию Международной выставки сюрреализма, где «Раненный стол» демонстрировался вместе с шедеврами других мэтров этого движения, например, «Постоянством памяти» Сальвадора Дали и «Вероломством образов» Рене Магритта. Теперь эта сцена, напоминающая «Тайную вечерю», оценивается более чем в 20 млн долларов.
«Картина важна, поскольку это не только автопортрет , а заявление», — говорит куратор и искусствовед Хельга Пригниц-Пода, которая работает над обновлённым каталогом произведений Фриды Кало. Она также организовала в прошлом году в Варшаве выставку, целью которой было повышения осведомлённости об утерянной работе.
«Картина важна, поскольку это не только автопортрет , а заявление», — говорит куратор и искусствовед Хельга Пригниц-Пода, которая работает над обновлённым каталогом произведений Фриды Кало. Она также организовала в прошлом году в Варшаве выставку, целью которой было повышения осведомлённости об утерянной работе.
Автопортрет
«Две Фриды» (1939) — вторая по величине картина Фриды Кало не только по размеру, но и по сложности — также стала результатом переживаний по поводу разрыва с Диего Риверой
По словам Пригниц-Поды, убеждённая коммунистка Кало послала картину в Москву как «дар дружбы», хотя советские чиновники посчитали работу образцом «декадентского буржуазного формалистского искусства», неподобающим для публичной демонстрации.
После смерти Фриды Кало в 1954 году Диего Ривера попросил показать панель на выставке в Польше вместе с другими произведениями мексиканских художников. Экспозиция в национальной художественной галерее Захента пользовалась такой популярностью, что её отправили в турне по другим странам — в Советский Союз и даже в Китай. Тем не менее, после варшавского показа от «Раненого стола» не осталось и следа. «Он словно растворился в воздухе. Непостижимо, как могла исчезнуть самая большая и тяжёлая [картина Кало]", — удивляется Хельга Пригниц-Пода.
После смерти Фриды Кало в 1954 году Диего Ривера попросил показать панель на выставке в Польше вместе с другими произведениями мексиканских художников. Экспозиция в национальной художественной галерее Захента пользовалась такой популярностью, что её отправили в турне по другим странам — в Советский Союз и даже в Китай. Тем не менее, после варшавского показа от «Раненого стола» не осталось и следа. «Он словно растворился в воздухе. Непостижимо, как могла исчезнуть самая большая и тяжёлая [картина Кало]", — удивляется Хельга Пригниц-Пода.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам The Art Newspaper и ряда других источников. Главная иллюстрация: фотограф Бернард Сильберштайн сделал снимок Фриды Кало у «Раненого стола» в 1941-м — через год после окончания работы