Источник: novayagazeta.ru. Фото: Агентство городских новостей «Москва»
Первый случай нападения на эту работу Репина произошло более века назад: 16 января 1913 года старообрядец Иван Балашов изрезал картину сапожным ножом. С криками «довольно смертей, довольно крови!» 28-летний иконописец перескочил через барьер и, прежде чем его успели остановить, трижды полоснул по холсту ножом. Вслед за этим последовала сложнейшая реставрация, в которой участвовал сам Илья Репин, а также попечитель Третьяковской галереи, художник Игорь Грабарь. С момента приобретения картина «Иван Грозный и сын его Иван…» постоянно представлена в экспозиции Третьяковской галереи и никогда не выдается на выставки. В 1927 году работу поместили под стекло. Как отмечают музейщики, «с 1913 года она является хронически „больным“ памятником, находится под постоянным контролем реставраторов Третьяковской галереи и не подлежит транспортировке».
На фото — результат нападения на картину Ильи Репина в 1913 году. Источник фото: Википедия.
А в 2013 году группа православных активистов создала петицию, призывающую убрать картину из Третьяковки, поскольку она «оскорбляет патриотические чувства русских людей». На защиту полотна встала тогдашний директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, ей удалось отстоять картину, которая осталась в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Когда картина будет отреставрирована, ее будут экспонировать в специальном бронированном кейсе. О сроках окончания восстановительных работ в настоящее время ничего не сообщается. Выставка Ильи Репина намечена Третьяковской галереей на 2019 год, однако форсировать из-за этого реставрацию специалисты не намерены.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Главная иллюстрация: фото Агентства городских новостей «Москва». Подготовлено по материалам пресс-релиза ГТГ и брифинга ГТГ от 28 мая 2018 года.