войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Третьяковская галерея сообщает подробности о нападении вандала и реставрации картины Репина

В Государственной Третьяковской галерее 28 мая 2018 года прошел брифинг, на котором сотрудники музея рассказали новые подробности о недавнем нападении вандала на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» из собрания музея.
Третьяковская галерея сообщает подробности о нападении вандала и реставрации картины Репина
Напомним, что нападение произошло 25 мая 2018 года. Практически перед самым закрытием музея 37-летний мужчина нанес по картине удары основанием столбика музейного ограждения, повредив стекло, само полотно и раму. Сотрудники музея и охрана задержали вандала на месте происшествия.
Источник: novayagazeta.ru. Фото: Агентство городских новостей «Москва»
Источник: novayagazeta.ru. Фото: Агентство городских новостей «Москва»
Как отметила на брифинге генеральный директор галереи Зельфира Трегулова, «событие страшное и пугающее, оно говорит об агрессии, царящей в обществе. Картина „Иван Грозный и его сын“ — вещь важнейшая и крайней хрупкая. Она никогда не выдавалась галереей и покидала ее стены только во время войны». Директор напомнила собравшимся о ряде случаев вандализма, имевших место в мировой музейной практике и отметила: «Нас беспокоит, что существующее законодательство предполагает максимальное наказание для таких преступлений — штраф до 3 млн рублей и заключение максимум на три года. Мы бы хотели инициировать обсуждение ужесточения наказания за вандализм в отношении художественных ценностей».
Три поврежденных участка полотна реставраторы уже зафиксировали специальным составом; это видно на фотографиях, представленных на брифинге. Искусствоведы отмечают, что картине «повезло» — удары не задели лица изображенных персонажей и руки Ивана Грозного.
Три поврежденных места картины Ильи Репина были защищены специальным покрытием. 
Источник: novayagaz
Три поврежденных места картины Ильи Репина были защищены специальным покрытием.
Источник: novayagazeta.ru. Фото: Агентство городских новостей «Москва»
Первый случай нападения на эту работу Репина произошло более века назад: 16 января 1913 года старооб

Первый случай нападения на эту работу Репина произошло более века назад: 16 января 1913 года старообрядец Иван Балашов изрезал картину сапожным ножом. С криками «довольно смертей, довольно крови!» 28-летний иконописец перескочил через барьер и, прежде чем его успели остановить, трижды полоснул по холсту ножом. Вслед за этим последовала сложнейшая реставрация, в которой участвовал сам Илья Репин, а также попечитель Третьяковской галереи, художник Игорь Грабарь. С момента приобретения картина «Иван Грозный и сын его Иван…» постоянно представлена в экспозиции Третьяковской галереи и никогда не выдается на выставки. В 1927 году работу поместили под стекло. Как отмечают музейщики, «с 1913 года она является хронически „больным“ памятником, находится под постоянным контролем реставраторов Третьяковской галереи и не подлежит транспортировке».

На фото — результат нападения на картину Ильи Репина в 1913 году. Источник фото: Википедия.

Сразу после нападения работники музея защитили красочный слой картины от осколков стекла с помощью л
Сразу после нападения работники музея защитили красочный слой картины от осколков стекла с помощью листов картона. Само стекло было специально заказано в Германии в 1990-х годах и вмонтировано в раму. Стеклянные боксы защищают картины от воздействия температуры и влажности, однако картина, защищенная стеклом только с одной стороны, все-таки испытывает воздействия окружающей среды — пусть и в меньшей степени.
Ольга Темерина, заместитель гендиректора по научно-методической и выставочной работе «Центра Грабаря», отмечает: «В первую очередь необходимо заделать разрывы — методом стыка они должны быть склеены. Очень вероятно, что потребуется и укрепление холста в местах ударов. И, возможно, неоднократное: стойка, которой были нанесены повреждения — довольно тяжелый предмет и не может там не быть деформаций. После этого в места утрат нужно подвести реставрационный грунт, уточнить его, после чего провести реставрационные тонировки. Огромное счастье что повреждения не затронули области лица и рук». А вот реставратор Московского музея Современного искусства Иван Новиков предполагает, что полотно восстановят по современной технологии армирования: нити холста разберут по структуре плетения, «прирастят» друг к другу, возможно, добавят новых нитей для крепости. В результате получается особый шов, который не выступает над поверхностью картины.
Сотрудники Третьяковской галереи демонтируют поврежденную картину. Фото: Агентство городских новосте
Сотрудники Третьяковской галереи демонтируют поврежденную картину. Фото: Агентство городских новостей «Москва»
Буквально год назад поверхность картины сфотографировали в мельчайших подробностях — это существенно поможет при реставрации.

…В 1883 году Репин путешествовал по Европе и в Испании смотрел бой быков. Его поразил этот кровавый аттракцион: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу…», — признавался художник. Свою картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» художник создал под впечатлением от исторических трудов Николая Карамзина «История государства Российского». Он начал работу над темой в 1882 году; помимо работы Карамзина, большое влияние на Репина оказала музыка Римского-Корсакова, а также события, связанные с гибелью императора Александра II и казнью народовольцев.
«…Я был на концерте Римского-Корсакова. Исполнялась симфония „Антар“. Его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть — так захватила меня, и мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке. Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще не остывшие кратеры… Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — несдобровать… Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории… и я вспомнил о царе Иване» — вспоминал Илья Репин.

Образ Ивана Грозного Репин писал, по-видимому, со своего коллеги по передвижным выставкам, художника
Образ Ивана Грозного Репин писал, по-видимому, со своего коллеги по передвижным выставкам, художника Григория Мясоедова — человека сложного и вспыльчивого нрава. Сам Мясоедов вспоминал: «Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня…». А для фигуры царевича Репину позировал известный писатель Всеволод Гаршин. На иллюстрации — цетральный фрагмент картины и работы Репина: портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Григория Мясоедова (1886) и портрет Всеволода Гаршина (1884).
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» — первая картина в Российской империи, официально подвергшаяся высочайшей цензуре. Император Александр III запретил ее к показу. Коллекционер Павел Третьяков сразу оценил шедевр и купил картину непосредственно у Ильи Репина, с XIII передвижной выставки, но хранил ее в отдельной комнате и не имел права выставлять. Спустя три месяца благодаря ходатайству приближенного к императору художника Алексея Боголюбова запрет был снят.

А в 2013 году группа православных активистов создала петицию, призывающую убрать картину из Третьяковки, поскольку она «оскорбляет патриотические чувства русских людей». На защиту полотна встала тогдашний директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, ей удалось отстоять картину, которая осталась в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Фото: Агентство городских новостей «Москва»
Фото: Агентство городских новостей «Москва»
Рекомендуемые работы
Светлана Макарова. Хранители
Хранители
2020, 60×80 см
Наталия Припутникова. Гитара
  • Реклама
Гитара
2020, 60×45 см
$223
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. Контрабанда
  • Реклама
Контрабанда
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Кувшинки
  • Реклама
Кувшинки
2021, 50×40 см
$103
Оригинал
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал
Сумма ущерба, нанесенного картине Ильи Репина в мае 2018 года, по предварительным оценкам составляет около 10 млн рублей (примерно 160 тысяч долларов) — эту цифру называют и в качестве стоимости первого этапа реставрации. Согласно российскому законодательству, произведениям искусства из фонда музея, находящимся на хранении или в экспозиции, страховка не требуется — она оформляется только при перемещении экспонатов на другие выставочные площадки. Поэтому остро встал вопрос об изыскании средств для проведения реставрационных работ. И, как отмечает музей в своем заявлении, «Сбербанк выразил готовность сделать пожертвование для финансирования работ по скорейшей и наиболее качественной реставрации картины. Кроме того, Сбербанк рассматривает возможность приобретения в дар Третьяковской галерее специальных современных средств защиты для наиболее ценных экспонатов».

Когда картина будет отреставрирована, ее будут экспонировать в специальном бронированном кейсе. О сроках окончания восстановительных работ в настоящее время ничего не сообщается. Выставка Ильи Репина намечена Третьяковской галереей на 2019 год, однако форсировать из-за этого реставрацию специалисты не намерены.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Главная иллюстрация: фото Агентства городских новостей «Москва». Подготовлено по материалам пресс-релиза ГТГ и брифинга ГТГ от 28 мая 2018 года.