войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Коллекционер из США обрезал портрет кисти Ван Дейка

Американский коллекционер, который в 2015 году приобрёл на аукционе Sotheby’s «Портрет королевы Генриетты Марии» кисти Антониса ван Дейка, удалил части полотна, которые были добавлены в XVIII веке. Картина свыше 220 лет висела в Уорикском замке, пока её не продал нынешний управляющий — компания по организации развлечений Merlin Entertainments. На торгах работу оценили в 1,5 — 2,5 млн фунтов стерлингов (2,2 — 3,7 млн долларов).
Коллекционер из США обрезал портрет кисти Ван Дейка
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
королевы Генриетты Марии — одна из самых блестящих поздних работ Ван Дейка. Это авторская версия картины, написанной в 1636 — 1637 годах для кардинала Франческо Барберини. Генриетта Мария, жена короля Карла I Английского, по общему мнению, была не самой привлекательной женщиной из-за своих выдающихся зубов. Несмотря на это, художник сумел наделить модель естественной красотой.

Королева предстаёт перед зрителем в элегантном простом шафраново-жёлтом платье с широким кружевным воротником и манжетами. В её взгляде и позе отсутствует высокомерие, несмотря на статус; единственный намёк на высокое положение — маленькая королевская корона на столе слева. Положение рук Генриетты Марии чуть ниже талии, ладонями вверх, одна поверх другой, предполагает, что она ждёт шестого ребёнка — принцессу Анну.

Генриетта Мария была дочерью Генриха IV Французского и Марии Медичи и вышла замуж за будущего короля


Генриетта Мария была дочерью Генриха IV Французского и Марии Медичи и вышла замуж за будущего короля Карла I в возрасте 15-ти лет. Это был беспрецедентный случай, когда принцесса-католичка сочеталась браком с наследником-протестантом. Союз начинался с разногласий, но в итоге стал счастливым — монарх часто прислушивался к мнению своей жены, а она родила ему девять детей (из которых выжили семеро).

Во время Английской революции королевская семья была изгнана из страны, а сам Карл казнён. Узнав об этом, Генриетта Мария на всю оставшуюся жизнь надела простое чёрное платье. В Англию она вернулась лишь после Реставрации, когда на трон сел её сын Карл II.

Слева: портрет королевы Генриетты Марии, выполненный Антонисом ван Дейком в 1630-х годах и доработанный в XVIII веке. Частная коллекция

Образ королевы работы Ван Дейка был куплен во второй половине XVIII века 2-м графом Уориком (1746 — 1816), страстным коллекционером портретов. Этот аристократ георгианской эпохи в конечном итоге обанкротился, потратив порядка 100 тыс. фунтов стерлингов на приведение в порядок своего старинного замка внутри и снаружи. Судя по всему, коллекционер не удовлетворился тем, что королева была написана лишь в три четверти, и решил сделать портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
полноразмерным. Для этого он, якобы, обратился ни к кому иному, как к первому президенту Королевской академии живописи сэру Джошуа Рейнольдсу. Тот добавил фрагменты с ярко-зелёным занавесом, классической колонной и скатертью глубокого красного цвета.
В итоге картина заняла место на стене Кедровой гостиной. А граф написал в 1775 году письмо портретисту Джорджу Ромни с просьбой создать произведение, достойное висеть напротив его драгоценного приобретения. Художник, которому аристократ оплатил поездку за границу, сделал в тот период несколько картин для своего покровителя. Среди них был портрет графини, который, возможно, предназначался в пару к яркому портрету королевы, написанному сотней лет ранее.
  • Джошуа Рейнольдс, «Джордж Гревиль, 2-й граф Уорик в возрасте восьми лет» (1754). Частная коллекция
  • Джордж Ромни, «Генриетта, графиня Уорик с детьми» (1789). Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Поступок нового владельца полотна, который вырезал фрагмент Ван Дейка и удалили всё, что было дописано в XVIII веке, вызвал противоречивую реакцию.

«С тех пор, как картина была вынесена из безопасных стен каменного замка, все свидетельства её исторической связи с Уориком исчезли […] Желание выявить оригинальное намерение Ван Дейка понятно, но эти последующие дополнения (возможно, сделанные Рейнольдсом) были неотъемлемой частью истории полотна и его связи с Уорикским замком. В конце концов, картина была полноформатной дольше, чем оригинальной», — пишет в своём блоге британский искусствовед Адам Бусякевич.
«Портрет королевы Генриетты Марии» Антониса Ван Дейка после удаления дополнений, сделанных в XVIII в
«Портрет королевы Генриетты Марии» Антониса Ван Дейка после удаления дополнений, сделанных в XVIII веке. Фото: adamfineart.wordpress.com
Но его коллега Бендор Гросвенор считает иначе: «Может показаться шокирующим, но на самом деле я думаю, что это было правильно. Эти дополнения не особо соответствовали [оригиналу], а слегка неправильные пропорции придавали ощущение, что королева стоит на ходулях. Стоит учесть, что если бы Ван Дейк первоначально задумал картину как полноразмерную, он скорректировал бы ракурс в расчёте на то, как королева будет смотреться с другой высоты и перспективы». Кроме того, эксперт сомневается, что изменения были сделаны Рейнольдсом.

Впрочем, это не первый случай, когда Джошуа Рейнольдса подозревают в редактировании произведений предшественников. В 2015 году учёные выяснили, что значительная часть полотна Рембрандта «Сусанна и старцы» (1647) была перекрашена в XVIII веке. Некоторые фрагменты были просто смыты растворителем и прописаны заново в более модных тогда светлых тонах. Изменения относятся к тому времени, когда картиной владел президент Королевской академии живописи.
Полотно Рембранда «Сусанна и старцы» (1647) из Берлинской картинной галереи. Зелёным цветом выделены
Полотно Рембранда «Сусанна и старцы» (1647) из Берлинской картинной галереи. Зелёным цветом выделены «отредактированные» участки полотна
В завершение добавим, что компания Merlin Entertainment, чей доход в 2017 году превысил 1,5 миллиарда фунтов стерлингов, повесила в Кедровой гостиной Уорикского замка высококачественную репродукцию «Портрета Генриетты Марии» в полный рост, покрытую лаком. Эту олеографию Бусякевич назвал «явным и простым обманом».

«Если на то пошло, неужели Merlin Entertainment считает, что привлечёт больше посетителей в Уорикский замок, сделанный из пластика или лего? Не потому ли популярны исторические здания, что они вытаскивают нас из обычной тяжёлой современной жизни и обливают красотой, созданной человеческими руками много веков назад?», — возмущается искусствовед.
Рекомендуемые работы
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 143
Оригинал
Райан Валдем. Крутой Микки
  • Реклама
Крутой Микки
Февраль 2024, 80×80 см
$543
Оригинал
Ildar Kozhaev. Spotted dog cooler RGB
  • Реклама
Spotted dog cooler RGB
XXI век, 140×110 см
Андрей Люмес. Летний день
  • Реклама
Летний день
2023, 40×50 см
$104
Оригинал
Роман Анатольевич Зеленцов. Программа передач
  • Реклама
Программа передач
Кедровая гостиная в Уорикском замке. Фото: Виктор Науменко / Pictures of England
Кедровая гостиная в Уорикском замке. Фото: Виктор Науменко / Pictures of England
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам блогов Адама Бусякевича и Бендора Гросвенора, а также ряда других источников