Сообщаем подробности о выставке в Государственном Эрмитаже, посвященной творчеству великого итальянского живописца эпохи раннего Возрождения Пьеро делла Франческа. Мы собрали наиболее примечательные сведения о художнике и его творчестве: так, благодаря эссе Олдоса Хаксли о фреске делла Франческа во Вторую мировую войну был спасен целый город. И это лишь одна удивительная история…
Пьеро делла Франческа для многих символизирует раннее Возрождение
в изобразительном искусстве. Он был одним из самых вдохновленных новаторов своего времени и оставил после себя не только картины и фрески, но и научные труды — выражение ключевых идей и методов. Мастер одним из первых исследовал законы перспективы (которым уделял такое пристальное внимание Леонардо да Винчи) и разрабатывал тему игры светотени, также творчество Пьеро делла Франческа сыграло весомую роль в развитии портрета Возрождения.
Пьеро делла Франческа. Фреска
«Встреча царя Соломона и царицы Савской» (фрагмент). Ок. 1452−66 гг.
Базилика Сан-Франческо в Ареццо, Италия.
Базилика Сан-Франческо в Ареццо, Италия.
Среди экспонатов предстоящей выставки, которая открывается 6 декабря 2018 года — живописные работы художника из музеев Италии, Испании, Португалии и Великобритании, а также раритет из коллекции Исторической муниципальной библиотеки «Антонио Паницци», манускрипт делла Франческа «О перспективе в живописи», созданный мастером в последние годы жизни.
Пьеро делла Франческа. Фреска
«Встреча царя Соломона и царицы Савской». Ок. 1452−66 гг.
Базилика Сан-Франческо в Ареццо, Италия.
Базилика Сан-Франческо в Ареццо, Италия.
При чем здесь Колумб?
Вы можете не помнить дату рождения этого художника - к тому же она приблизительна: Пьеро делла Франческа родился около 1415 (1420?) года. Зато день в мировой истории, когда мастер покинул этот бренный мир, знаком каждому прилежному школьнику. 12 октября 1492 года — именно в этот день еще и Христофор Колумб открыл Америку.
Архангел Михаил
1469, 133×59 см
Не там, где вы могли бы подумать
Удивительно, но Пьеро делла Франческа, выдающийся мастер эпохи квадрочетто, родился не во Флоренции и даже не в Венеции. Будущий автор ватиканских фресок и алтарных картин появился на свет в небольшом городке Борго-Сан-Сеполькро на северо-востоке Тосканы. И учился он у мастеров из других городов — называют, среди прочих, Доменико Венециано. А потом, будучи зрелым мастером, немало путешествовал, так как приобрел обширную «клиентуру» при дворах правителей Пезаро, Феррары и Римини, также работал в Болонье, Анконе и Лорето. Самые известные работы мастера находятся в его родной области — Тоскане: в сети есть отличный путеводитель на эту тему.
Полиптих Милосердия
1462, 273×330 см
Рейсфедером?!
Вряд ли Верочка из «Служебного романа» была знакома с историей искусства. Но она бы точно заметила «условные брови» персонажей Пьеро делла Франческа. Да, и также не слишком ярко и ясно прописанные волосы и глаза — как отмечают, миндалевидные, подобные изображениям Доменико Венециано. Эти характерные детали позволяют с ходу определять руку автора работ даже по репродукциям.
Мадонна с младенцем
XV век, 62×53 см
Книга и фреска спасли целый город
Пьеро делла Франческа — автор «величайшей картины в мире»: именно так назвал английский писатель Олдос Хаксли фреску «Воскресение"в своем эссе. Эта роспись была создана художником в его родном городе Сан-Сеполькро где-то между 1450 и 1465 годами, на стене здания, которое в то время было ратушей, а сегодня является музеем. Кстати, название города в переводе с итальянского означает «Храм Гроба Господня», а фреска изображает воскресшего Христа на краю гроба. Шедевр делла Франческа дошел до наших дней благодаря тому, что почти два столетия был покрыт слоем штукатурки.
Воскресение Христа
1460, 225×200 см
«Она величайшая, со всех точек зрения величайшая, потому что создавший её человек был благороден и честен, равно как и талантлив. Она трогает меня больше всех остальных картин, так как у её автора было больше, чем у любого другого художника, тех черт характера, которыми я восхищаюсь в первую очередь, а его эстетические устремления — из тех, какие я, по своей природе, лучше всего понимаю».
Олдос Хаксли
Пьеро делла Франческа. «Воскресение» (фрагмент). 1460
Первый раз фреска
была спасена от разрушения во время Второй мировой войны британским артиллерийским офицером Тони Кларком, который воспротивился приказу обстреливать город Сан-Сеполькро: в свое время военный прочел эссе английского писателя и философа Олдоса Хаксли «В дороге», в котором тот превозносил это произведение мирового искусства. В благодарность местные жители назвали в честь Кларка одну из улиц города.
Пьеро делла Франческа. «Воскресение» (фрагмент). 1460
Предполагается, что Пьеро делла Франческа изобразил себя в образе солдата в коричневом платье. Тем, кто заинтересовался историей фрески «Воскресение», рекомендуем посмотреть одну из серий британского телесериала «Частная жизнь шедевров» (The private life of a masterpiece).
Второй раз от уничтожения — на этот раз немилосердным временем — работу Пьеро делла Франческа спас меценат, итальянский бизнесмен Альдо Ости, проживающий в Швейцарии: он когда-то был руководителем большой компании, находящейся недалеко от Сан-Сеполькро, и выделил половину необходимой для двухгодичной реставрации суммы — 100 тысяч евро.
Путь к свету
Большинство работ Пьеро делла Франческа — настенные росписи. Художественный «размах» и большие многофигурные композиции стали для мастера своеобразным вызовом; он изучал принципы пропорции и перспективы, а также использовал в работе приемы светопередачи, развивая идеи, предположительно, все того же Доменико Венециано. Поздние работы делла Франческа считаются одними из самых ранних успешных изображений предметов и людей с учетом освещения. А, изображая человеческие фигуры, делла Франческа следовал классическим канонам витрувианских пропорций. Правда, в изображениях дам больше склонялся к готическим канонам.
Видение Константина
1466, 329×190 см
Симметрия и геометрия
Одна из лучших картин Пьеро делла Франческа — «Бичевание Христа» (1444) — хранится в Национальной галерее Марке. Она наглядно демонстрирует, насколько строго соблюдает художник пропорции, изображая персонажей и окружающие их архитектурные элементы. Здесь все геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы. Исключение составляет смысловой центр картины — группа с истязаемым Христом.
Бичевание Христа
1444, 59×82 см
Теория после практики
Активная творческая жизнь Пьеро делла Франческа продолжалась чуть более 30 лет. По недоброй иронии судьбы в преклонные годы художник, так искусно изображавший свет на своих картинах, начал терять зрение. Ему пришлось оставить занятия живописью, но мастер не остался без дела. Прекрасно владея латынью, он создал выдающийся для своего времени математический трактат «О перспективе в живописи», имевших большой успех у художников и ученых, а также работу «Книжица о пяти правильных телах».Вершина наследия
В 1453 — 1454 годах художник занимался росписью аретинского собора Сан Франческо в Ареццо, ставшей наиболее масштабным трудом живописца. Мотив данного произведения Пьеро делла Франческа — поиски и обнаружение животворящего Креста, где распяли Иисуса Христа. Картины фрескового цикла построены не по хронологии в четком порядке, а согласованы скорее в художественном ключе — так, чтобы фрески на противоположных стенах дополняли друг друга композиционно. Это смелое художественное решение для того времени.
Капелла Маджоре
1466
Кто в рамах?
Чаще всего материалы о художнике в Сети иллюстрируют этим двойным портретом. История сюжета довольно печальна: двусторонние картины были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее кончины в 1472 году. Портреты заказал ее супруг, Федериго де Монтефельтро, граф Урбино, при дворе которого Пьеро делла Франческа работал с середины 1460-х годов. Супруги изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета.На обратной стороне диптиха, заключенного в специальную раму, каждый из супругов представлен восседающим на триумфальной колеснице. Федериго называл свою жену «очарованием в моей общественной и личной жизни», советовался с ней по важным государственным вопросам и брал ее на официальные мероприятия. В год, когда был создан парный портрет
, Баттиста Сфорца умерла после рождения единственного сына.
Пьеро делла Франческа объединил в Урбинском диптихе две традиции портретного искусства своего времени — флорентийской и североитальянской — и добавил свое творческое видение цвета, свойственного живописи Нидерландов. Царящие над пейзажем лики портретируемых отличаются от остальных работ религиозного толка, созданных мастером; по сути, это настоящий придворный портрет .
Пьеро делла Франческа объединил в Урбинском диптихе две традиции портретного искусства своего времени — флорентийской и североитальянской — и добавил свое творческое видение цвета, свойственного живописи Нидерландов. Царящие над пейзажем лики портретируемых отличаются от остальных работ религиозного толка, созданных мастером; по сути, это настоящий придворный портрет .
Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах
1472, 47×66 см
Картина - лучший подарок
Картина «Мадонна Сенигаллия» была написана художником во время работы при дворе Федерико де Монтефельтро в Урбино и стала свадебным подарком графа Урбино своей дочери Джованне. На картине Мадонна с Младенцем и двумя ангелами-стражниками по бокам изображены в интерьере дворца графа. Свет в дальней комнате, падающий из окна, означает рождение Христа — Света Мира, о котором говорилось в откровении.
Мадонна Сенигаллия
1478, 61×53.5 см
И себя не обидел
На закате творческой деятельности художник, к тому времени уже достаточно плохо видящий, написал картину для своей семьи — «Рождество», которая нынче хранится в Национальной галерее в Лондоне. В этом произведении искусствоведы отмечают заметное влияние искусства фламандцев, в частности — Алтаря Портинари кисти Гуго ван дер Гуса.
Рождество Христово
1470, 123×124 см
Ниже — некоторые картины, представленные на выставке.
Выставка «Пьеро делла Франческа» в Государственном Эрмитаже
проходит с 6 декабря 2018 по 11 марта 2019 года.
проходит с 6 декабря 2018 по 11 марта 2019 года.
Титульная иллюстрация: Пьеро делла Франческа. Портрет
Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца. 1472. Подготовлено по материалам hermitagemuseum.org, krugosvet.ru и собственным публикациям Артхива. Иллюстрации приведены в ознакомительном порядке (некоторые могут не присутствовать на выставке).