Анонимный «щедрый донор» вмешался в сложную этическую и финансовую ситуацию, в которой оказалась Национальная галерея Канады в Оттаве. Он вызвался заплатить штраф, наложенный на музей за то, что тот отозвал с продажи на аукционе Christie’s полотно «Эйфелева башня» (1929) Марка Шагала. Учреждение собиралось на вырученные деньги приобрести работу Жака-Луи Давида «Святой Иероним слышит трубу Страшного суда» (1779).
О решении продать одну из ярчайших картин Марка Шагала было объявлено в минувшем месяце. Это вызвало шквал критики в адрес Национальной галереи и бросило тень на почти десятилетнюю карьеру её директора Марка Майера.
Наполненная воздухом и романтическими чувствами «Эйфелева башня» воплощает удивительный поэтический стиль, возникший в творчестве Шагала в 1920-х — 1930-х годах. В этот период художник со своей женой Беллой (она изображена на переднем плане в виде одалиски) наслаждался счастьем, стабильностью, комфортом и успехом среди энергичной суеты французской столицы. Эта работа отличается богатой палитрой, уникальным символическим словарём и включает множество любимых тем Шагала — от любви и памяти до музыки и фантазии — в сочетании с неожиданными элементами, создающими потусторонний эффект.
Наполненная воздухом и романтическими чувствами «Эйфелева башня» воплощает удивительный поэтический стиль, возникший в творчестве Шагала в 1920-х — 1930-х годах. В этот период художник со своей женой Беллой (она изображена на переднем плане в виде одалиски) наслаждался счастьем, стабильностью, комфортом и успехом среди энергичной суеты французской столицы. Эта работа отличается богатой палитрой, уникальным символическим словарём и включает множество любимых тем Шагала — от любви и памяти до музыки и фантазии — в сочетании с неожиданными элементами, создающими потусторонний эффект.
Эйфелева башня
1934, 100×81.8 см
Картина, предварительно оценённая в 6 — 9 млн долларов США, должна была впервые за свою историю появиться на аукционном подиуме Christie’s 15 мая в рамках распродажи произведений импрессионистов и модернистов. Однако более 750-ти критиков, художников и кураторов подписали петицию против её продажи.
Директор Монреальского музея изящных искусств Натали Бондил подчеркнула, что ситуация, когда одни шедевры из коллекции продаются, чтобы приобрести другие, оправдана в случае частных музеев. «[Но это] неприемлемо для публичного учреждения, на 82% финансируемого федеральными деньгами и имеющего годовой бюджет на приобретения в размере 6,2 млн долларов», — добавила она.
Директор Монреальского музея изящных искусств Натали Бондил подчеркнула, что ситуация, когда одни шедевры из коллекции продаются, чтобы приобрести другие, оправдана в случае частных музеев. «[Но это] неприемлемо для публичного учреждения, на 82% финансируемого федеральными деньгами и имеющего годовой бюджет на приобретения в размере 6,2 млн долларов», — добавила она.
Святой Иероним слышит трубу Страшного суда
1779, 174×124 см
В апреле Марк Майер заявил, что Национальная галерея вынуждена «срочно» продать картину Шагала, чтобы купить «крупную и уникальную работу», которая оказалась под угрозой вывоза из страны. Вскоре выяснилось, что это «Святой Иероним», написанный французом Жаком-Луи Давидом под впечатлением от картины Хосе де Риберы. Произведение, принадлежащее собору Пресвятой Девы Марии в Квебеке, находится в долгосрочной аренде Монреальского музея изящных искусств. Который, в свою очередь, не был осведомлён о намерениях Нацгалереи.
Между тем, приход заявил, что собирает деньги на восстановление своей базилики, но не собирался продавать «Святого Иеронима» за границу.
Аргумент Майера и вовсе рассыпался в прах, когда министр культуры Квебека Мари Монпети объявила полотно национальным наследием, таким образом запретив продавать его за пределы провинции. История картины глубоко связана с этим франкоязычным регионом Канады: она принадлежала дяде Наполеона кардиналу Джозефу Фешу, чьи внучки подарили её аббату Квебекского собора после того как здание и его произведения искусства были повреждены при пожаре в 1929 году.
Между тем, приход заявил, что собирает деньги на восстановление своей базилики, но не собирался продавать «Святого Иеронима» за границу.
Аргумент Майера и вовсе рассыпался в прах, когда министр культуры Квебека Мари Монпети объявила полотно национальным наследием, таким образом запретив продавать его за пределы провинции. История картины глубоко связана с этим франкоязычным регионом Канады: она принадлежала дяде Наполеона кардиналу Джозефу Фешу, чьи внучки подарили её аббату Квебекского собора после того как здание и его произведения искусства были повреждены при пожаре в 1929 году.
Интерьер собора Нотр-Дам-де-Квебек. Фото: Wikimedia
Совет Национальной галереи решил отказаться от своих планов по приобретению «Святого Иеронима» и отменил продажу полотна Шагала менее чем через три недели после того, как объявил о ней.
Это привело к тому, что Национальной галерее пришлось уплатить неустойку аукционному дому Christie’s из своих публичных фондов. Пресс-секретарь музея заявил, что не может раскрыть сумму штрафа в рамках соглашения с анонимным донором, который вызвался оплатить его. Но предполагается, что она выражается в семизначной цифре. Вскоре «Эйфелева башня» Шагала должна вернуться в Оттаву.
Тем временем, Монреальский музей совместно с Музеем цивилизации в Квебеке пытаются собрать 5 млн долларов, чтобы вместе выкупить работу Давида. А Натали Бондил предлагает правительству субсидировать восстановление собора, чтобы гарантировать надёжное заключение сделки.
Это привело к тому, что Национальной галерее пришлось уплатить неустойку аукционному дому Christie’s из своих публичных фондов. Пресс-секретарь музея заявил, что не может раскрыть сумму штрафа в рамках соглашения с анонимным донором, который вызвался оплатить его. Но предполагается, что она выражается в семизначной цифре. Вскоре «Эйфелева башня» Шагала должна вернуться в Оттаву.
Тем временем, Монреальский музей совместно с Музеем цивилизации в Квебеке пытаются собрать 5 млн долларов, чтобы вместе выкупить работу Давида. А Натали Бондил предлагает правительству субсидировать восстановление собора, чтобы гарантировать надёжное заключение сделки.
Вспаханное поле и пахарь. Сен-Реми
Август 1889, 50.3×64.9 см
Напомним, одним из главных лотов на распродаже произведений импрессионистов и модернистов 15 мая станет пейзаж
«Вид на приют и часовню в Сен-Реми» (1889) Винсента Ван Гога, который когда-то принадлежал голливудской иконе Элизабет Тейлор.