Работая в течение 30-ти лет художником в департаменте общественных работ города Куинси, Джеймс Пантаджес раскрашивал грузовики, муниципальные здания и городскую мебель. А выходные проводил на блошиных рынках, в художественных галереях и на аукционах, выискивая скромные сокровища. Их он хранил в ветхом трёхэтажном доме, где жил с матерью около шести десятков нет.
Но когда его 96-летняя мать в начале этого года переехала в дом престарелых, коллекционер вынужден был признать, что его клад из 1200 предметов занимает каждый сантиметр жилища. «Если вы покупаете произведение каждые пару недель, стоит задумываться, где их хранить», — признаёт 69-летний Пантаджес.
Он пригласил оценщика Питера Смита, который в прошлом месяце начал систематизировать и каталогизировать коллекцию, часть которой планируется продать в сентябре этого года. «Он никогда не думал, насколько хороша и интересна его коллекция», — удивляется эксперт. На сегодняшний день он просмотрел 10 процентов собрания и думает, что за неё можно выручить около миллиона долларов.
Он пригласил оценщика Питера Смита, который в прошлом месяце начал систематизировать и каталогизировать коллекцию, часть которой планируется продать в сентябре этого года. «Он никогда не думал, насколько хороша и интересна его коллекция», — удивляется эксперт. На сегодняшний день он просмотрел 10 процентов собрания и думает, что за неё можно выручить около миллиона долларов.
Фото: Suzanne Kreiter / Globe staff
Хотя Пантаджес тяготеет к афро-американским художникам, «Школе мусорных вёдер» (реалистичное направление в искусстве США начала XX века, посвящённое в основном изображению повседневной жизни бедных и рабочих кварталов Нью-Йорка) и народным промыслам, его коллекция жутко эклектична. Она охватывает период с XVIII столетия до настоящего времени и содержит всё — от французских картин XIX века до мифологической работы, которую, по словам коллекционера, создал легендарный мафиози Джо «Животное» Барбоза.
Пантаджес говорит, что обычно платил за произведение не больше ста долларов, а зачастую приобретал холст или скульптуру всего за 25. И редко обращал внимание на имена, предпочитая работы, которые «вызывают интерес». Хотя, конечно, есть некоторые художники, чьими произведениями коллекционер хотел бы владеть, среди них Пикассо и Матисс.
«У меня не было ресурсов настоящего коллекционера, который может платить миллионы, — сокрушается он. — Я иду на блошиный рынок и спрашиваю: „сколько за картину?“. Мне говорят: „дайте 25 долларов“ или что-то вроде, и я счастлив».
Пантаджес говорит, что обычно платил за произведение не больше ста долларов, а зачастую приобретал холст или скульптуру всего за 25. И редко обращал внимание на имена, предпочитая работы, которые «вызывают интерес». Хотя, конечно, есть некоторые художники, чьими произведениями коллекционер хотел бы владеть, среди них Пикассо и Матисс.
«У меня не было ресурсов настоящего коллекционера, который может платить миллионы, — сокрушается он. — Я иду на блошиный рынок и спрашиваю: „сколько за картину?“. Мне говорят: „дайте 25 долларов“ или что-то вроде, и я счастлив».
Читайте также: Обнаружена до сих пор неизвестная картина Сальвадора Дали
Фото: Suzanne Kreiter / Globe staff
Однажды Пантаджес взял кредит в 5 тыс. долларов, чтобы купить картину американского импрессиониста Колина Кэмпбелла Купера, которую назвал «одним из своих лучших шедевров». Сейчас полотно проходит переоценку, и коллекционер опасается, что потеряет деньги, поскольку думает, что переплатил.
Около половины картин в его коллекции не подписаны, многие без рам, большинство нуждается в очистке и реставрации. И хотя сам энтузиаст идентифицировал некоторых художников по книгам и журналам, Питер Смит и его жена Джуди, искусствовед и реставратор, работают над подтверждением его исследований. Пока им удалось установить авторство нескольких довольно известных художников, в том числе Джорджа Иннесса, Макса Вебера и Роквелла Кента.
Сам собиратель не получил никакого искусствоведческого образования, не считая пятинедельных курсов в центре для взрослых. Он полагался на знания, почерпнутые из книг и журналов, а также на собственные глаза. «Нам пришлось разочаровать его по поводу ряда картин, — говорит Смит. — Он думал, что они стоят по полмиллиона. Это не так».
Около половины картин в его коллекции не подписаны, многие без рам, большинство нуждается в очистке и реставрации. И хотя сам энтузиаст идентифицировал некоторых художников по книгам и журналам, Питер Смит и его жена Джуди, искусствовед и реставратор, работают над подтверждением его исследований. Пока им удалось установить авторство нескольких довольно известных художников, в том числе Джорджа Иннесса, Макса Вебера и Роквелла Кента.
Сам собиратель не получил никакого искусствоведческого образования, не считая пятинедельных курсов в центре для взрослых. Он полагался на знания, почерпнутые из книг и журналов, а также на собственные глаза. «Нам пришлось разочаровать его по поводу ряда картин, — говорит Смит. — Он думал, что они стоят по полмиллиона. Это не так».
Фото: Suzanne Kreiter / Globe staff
И хотя картины и скульптуры в конце концов просочились во все комнаты дома, Пантаджес скрывает истинные размеры своей коллекции, например, от сестры. «Я думаю: о, боже, она идёт! — рассказывает он. — У вас могут быть работы Бернини, а она лишь скажет: что все эти головы тут делают?».
Семья решила продать дом, и хотя Пантаджес первоначально сопротивлялся необходимости избавиться от значительной части коллекции, недавно всё же принял эту идею. «Пришло время, чтобы кто-то другой оценил работы и стал их хранителем — хранителем всего этого мусора», — решил он.
На своё новое место жительства Джеймс Пантаджес собирается взять лишь несколько самых любимых шедевров.
Семья решила продать дом, и хотя Пантаджес первоначально сопротивлялся необходимости избавиться от значительной части коллекции, недавно всё же принял эту идею. «Пришло время, чтобы кто-то другой оценил работы и стал их хранителем — хранителем всего этого мусора», — решил он.
На своё новое место жительства Джеймс Пантаджес собирается взять лишь несколько самых любимых шедевров.