Регистрация

Самый влиятельный современный художник? Эль Греко! Доказывает выставка в музее Прадо

Мне нравится7  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
В рамках мероприятий к 400-летию со дня смерти Эль Греко, музей Прадо открыл выставку, убедительно демонстрирующую, какое мощное и продолжительное влияние оказал этот художник на живописцев-новаторов второй половины XIX — начала ХХ века. Таким количеством последователей, пожалуй, не могут похвастаться ни Микеланжело, ни Рафаэль, ни Веласкес. Экспозиция «Эль Греко и модернизм» ждет гостей до 5 октября. На ней представлено 118 работ, четверть принадлежит Эль Греко, остальные — его многочисленным последователям, от Пикассо до Поллока.
Эль Греко (Доменико Теотокопули). Лаокоон
Лаокоон
Эль Греко (Доменико Теотокопули)
1610, 142×193 см
Самый большой поклонник Эль Греко — Пабло Пикассо. В юности он просто ученически копировал полотна великого испанца с греческими корнями, а после многократно переосмыслял. Весь «голубой период» Пикассо родом из сизых, зыбких, мерцающих, холодных, аскетичных, но при этом драматичных и страстных тонов Эль Греко.

Пикассо воспроизводил не только манеру великого критянина, но и конкретные сюжеты. Когда в результате несчастной любви застрелился друг художника Касагемас, его похороны Пикассо изобразил с оглядкой на другие знаменитые похороны — кисти Эль Греко.
Пабло Пикассо. Похороны Касагемаса
  • 1. Эль Греко. Погребение графа Оргаса, 1586-588
  • Пабло Пикассо. Погребение Касагемаса, 1901
От Эль Греко и страсть Пикассо к искажению человеческих фигур и окружающих объектов. «Авиньонские девицы», с которых начался кубизм×
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
читать дальше
, определенно вдохновлены «Видением Святого Иоанна» Эль Греко. Когда сравниваешь представленные на выставке работы, невозможно поверить, что Эль Греко жил в XVI веке: даже в соседстве с Пикассо он выглядит новатором. Когда вокруг художники-современники бились над тем, чтобы получить на своих картинах сходство, которое мы позже назовем фотографическим, Эль Греко пропускал все увиденное через себя, создавая на полотне новою, невиданную реальность.
Эль Греко (Доменико Теотокопули). Открытие пятой печати (видение святого Иоанна Богослова)
Пабло Пикассо. Авиньонские девицы
  • Эль Греко, Открытие пятой печати (Видение Святого Иоанна), ок. 1610
  • Пабло Пикассо, Авиньонские девицы, 1907
Пикассо был настолько самоуверенным и самовлюбленным, что восхищаться другими художниками попросту не умел. Его восторги по поводу Эль Греко в числе немногих исключений (еще он был усердным учеником Веласкеса). Впрочем, для этих восторгов и слов не нужно и так ведь все видно, во всех смыслах:
Эль Греко (Доменико Теотокопули). Святой Мартин и нищий
Пабло Пикассо. Мальчик, ведущий коня
  • Эль Греко, Святой Мартин и нищий, 1597-1599
  • Пабло Пикассо, Мальчик, ведущий коня, 1906
На выставке в Прадо представлены два портрета почтенных господ кисти Эль Греко (слева) и Пикассо (справа) 1600-й и 1939-й годы соответственно. А в нашем подробном очерке о жизни и творчестве четырехсотлетнего юбиляра вы найдете еще более очевидное портретное подражание в исполнении Пикассо, в котором он буквально снимает шляпу перед Эль Греко.
Открытие выставки Эль Греко и модернизм посетила свежеиспеченная королева Испании Летисия, чьи многочисленные портреты художникам еще предстоит написать. Если бы существовала машина времени, это ответственное задание можно было бы поручить Эль Греко представить результат несложно. Смотрите, свою сумочку Летисия придерживает ровно так же, как героиня Эль Греко — свои меха.

А вот в исполнении Сезанна, хоть он и подражал самому Эль Греко, королева себе вряд ли понравилась бы.
Эль Греко (Доменико Теотокопули). Дама в мехах
Поль Сезанн. Дама в горностае. Подражание Эль Греко
  • Эль Греко. Дама в мехах, ок. 1580
  • Поль Сезанн. Дама в горностае. Подражание Эль Греко, 1885
Если женский портрет вещь в наследии Эль Греко исключительная (по правде говоря, насчет принадлежности Дамы в мехах кисти Эль Греко имеются некоторые сомнения), то состоятельных идальго он писал много и охотно. А Модильяни охотно повторил позу одного из них, да и свои вытянутые, изломанные лица и фигуры наверняка у него подсмотрел.
Эль Греко (Доменико Теотокопули). Рыцарь с рукой на груди
Амедео Модильяни. Портрет Поля Александера
  • Эль Греко. Рыцарь с рукой на груди, 1580
  • Амадео Модильяни. Портрет мужчины в галстуке на фоне витража, 1913
Эту выставку стоит посетить, если вы просто хотите увидеть 26 замечательных полотен Эль Греко. Но заодно вы можете оценить его влияние на авангардное искусство и даже больше на выставке представлены и работы попавших под влияние Эль Греко послевоенных авторов, таких как Поллок, Джакометти, Бэкон, увидеть, как всматриваясь в антиклассическое искусство Эль Греко эволюционировало искусство модернизма , — Мигель Сугаса, директор музея Прадо.
Настоящая популярность пришла к Эль Греко в начале прошлого века. Даже тогда он выглядел смелым экспериментатором. И, конечно, художники, которые хотели сбросить всех и вся с парохода современности, Эль Греко решили не просто пощадить, а еще и поучиться у него — работать с цветом, светом, формой, композицией. Интересно, что бы сказал Эль Греко о самых отчаянных своих последователях?

Эль Греко, «Поклонение Иисусу», ок. 1580 года и Макс Бекман, «Набросок к „Воскресению“ № 1», 1907:
Эль Греко, «Воскресение Христово» (1600); безымянный эскиз Джексона Поллока (1930-е годы) и картина Поллока «Готика» (1944):
Эль Греко, «Христос, держащий крест», ок. 1605 года и Дэвид Бомберг, «Слушай, Израиль», 1955 год:
Главное фото в материале: Эль Греко, «Благовещение», ок. 1600 года и Эдуард Мане, «Мертвый Христос с ангелам», 1864 год.
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится7  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Ольга Потехина
, 18 августа 2014 03:22 0
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP