В рамках мероприятий к 400-летию со дня смерти Эль Греко, музей Прадо открыл выставку, убедительно демонстрирующую, какое мощное и продолжительное влияние оказал этот художник на живописцев-новаторов второй половины XIX — начала ХХ века. Таким количеством последователей, пожалуй, не могут похвастаться ни Микеланжело, ни Рафаэль, ни Веласкес. Экспозиция «Эль Греко и модернизм» ждет гостей до 5 октября. На ней представлено 118 работ, четверть принадлежит Эль Греко, остальные — его многочисленным последователям, от Пикассо до Поллока.
Лаокоон
1610, 142×193 см
Самый большой поклонник Эль Греко — Пабло Пикассо. В юности он просто ученически копировал полотна великого испанца с греческими корнями, а после многократно переосмыслял. Весь «голубой период» Пикассо родом из сизых, зыбких, мерцающих, холодных, аскетичных, но при этом драматичных и страстных тонов Эль Греко.
Пикассо воспроизводил не только манеру великого критянина, но и конкретные сюжеты. Когда в результате несчастной любви застрелился друг художника Касагемас, его похороны Пикассо изобразил с оглядкой на другие знаменитые похороны — кисти Эль Греко.
Пикассо воспроизводил не только манеру великого критянина, но и конкретные сюжеты. Когда в результате несчастной любви застрелился друг художника Касагемас, его похороны Пикассо изобразил с оглядкой на другие знаменитые похороны — кисти Эль Греко.
От Эль Греко и страсть Пикассо к искажению человеческих фигур и окружающих объектов. «Авиньонские девицы», с которых начался кубизм
, определенно вдохновлены «Видением Святого Иоанна» Эль Греко. Когда сравниваешь представленные на выставке работы, невозможно поверить, что Эль Греко жил в XVI веке: даже в соседстве с Пикассо он выглядит новатором. Когда вокруг художники-современники бились над тем, чтобы получить на своих картинах сходство, которое мы позже назовем фотографическим, Эль Греко пропускал все увиденное через себя, создавая на полотне новою, невиданную реальность.
Пикассо был настолько самоуверенным и самовлюбленным, что восхищаться другими художниками попросту не умел. Его восторги по поводу Эль Греко в числе немногих исключений (еще он был усердным учеником Веласкеса). Впрочем, для этих восторгов и слов не нужно и так ведь все видно, во всех смыслах:
На выставке в Прадо представлены два портрета почтенных господ кисти Эль Греко (слева) и Пикассо (справа) 1600-й и 1939-й годы соответственно. А в нашем подробном очерке о жизни и творчестве четырехсотлетнего юбиляра вы найдете еще более очевидное портретное подражание в исполнении Пикассо, в котором он буквально снимает шляпу перед Эль Греко.
Открытие выставки Эль Греко и модернизм посетила свежеиспеченная королева Испании Летисия, чьи многочисленные портреты художникам еще предстоит написать. Если бы существовала машина времени, это ответственное задание можно было бы поручить Эль Греко представить результат несложно. Смотрите, свою сумочку Летисия придерживает ровно так же, как героиня Эль Греко — свои меха.
А вот в исполнении Сезанна, хоть он и подражал самому Эль Греко, королева себе вряд ли понравилась бы.
Если женский портрет
вещь в наследии Эль Греко исключительная (по правде говоря, насчет принадлежности Дамы в мехах кисти Эль Греко имеются некоторые сомнения), то состоятельных идальго он писал много и охотно. А Модильяни охотно повторил позу одного из них, да и свои вытянутые, изломанные лица и фигуры наверняка у него подсмотрел.
Эту выставку стоит посетить, если вы просто хотите увидеть 26 замечательных полотен Эль Греко. Но заодно вы можете оценить его влияние на авангардное искусство и даже больше на выставке представлены и работы попавших под влияние Эль Греко послевоенных авторов, таких как Поллок, Джакометти, Бэкон, увидеть, как всматриваясь в антиклассическое искусство Эль Греко эволюционировало искусство модернизма , — Мигель Сугаса, директор музея Прадо.
Настоящая популярность пришла к Эль Греко в начале прошлого века. Даже тогда он выглядел смелым экспериментатором. И, конечно, художники, которые хотели сбросить всех и вся с парохода современности, Эль Греко решили не просто пощадить, а еще и поучиться у него — работать с цветом, светом, формой, композицией. Интересно, что бы сказал Эль Греко о самых отчаянных своих последователях?
Эль Греко, «Поклонение Иисусу», ок. 1580 года и Макс Бекман, «Набросок к „Воскресению“ № 1», 1907:
Эль Греко, «Поклонение Иисусу», ок. 1580 года и Макс Бекман, «Набросок к „Воскресению“ № 1», 1907:
Эль Греко, «Воскресение Христово» (1600); безымянный эскиз Джексона Поллока (1930-е годы) и картина Поллока «Готика» (1944):
Эль Греко, «Христос, держащий крест», ок. 1605 года и Дэвид Бомберг, «Слушай, Израиль», 1955 год:
Главное фото в материале: Эль Греко, «Благовещение», ок. 1600 года и Эдуард Мане, «Мертвый Христос с ангелам», 1864 год.