До 29 июля 2018 года в Николаевском зале Зимнего дворца работает выставка «Михай Мункачи», посвященная творчеству самого знаменитого венгерского художника XIX столетия. Масштабная ретроспектива включает более 60 произведений мастера.
Творчество Михая Мункачи (1844 — 1900) занимает уникальное место в истории венгерского и мирового искусства: художник гармонично сочетал различные направления и жанры. Торжественное достоинство монументальных работ, непринужденность салонных сцен, реалистичность портретов. Наследие Мункачи представляет художественную ценность, сравнимую с произведениями известнейших европейских художников. Его жанровые картины составляют мозаику сцен из жизни венгерских крестьян, в то время как салонная живопись, напротив, иллюстрирует идеальную беззаботную городскую жизнь.
Парижский интерьер. Читающая
1877, 70×101 см
Произведения Михая Мункачи высоко оценены критиками, коллекционерами и художниками. Илья Репин называл его великолепным колористом, критик Владимир Стасов отмечал «беспощадный реализм» художника: «Мункачи один из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе… Он смел, резок, неправилен, но зато глубоко правдив и выразителен: создатели новых школ и направлений всегда таковы».
Михай Либ Мункачи. Автопортрет. 1881
Одной из причин необычайного интереса к творчеству Мункачи является его яркая биография, в которой одновременно присутствуют головокружительные взлеты и падения, непроглядное горе и ослепительная роскошь, глубокое одиночество и бурная светская жизнь. Настоящее имя Михая Мункачи — Михай Либ. Он родился в небольшом городке Мункач в Австро-Венгрии (ныне это украинский город Мукачево), в семье чиновника баварского происхождения. Свою связь с Венгрией Мункачи подчеркивал на протяжении всей своей жизни, избрав своим псевдонимом название родного города. Рано потеряв родителей, мальчик воспитывался в семье дяди. Он начал обучаться столярному ремеслу, но от тяжелой работы заболел и был вынужден его оставить.
В этот же период Мункачи начал рисовать, он брал уроки мастерства у местного художника Элека Самоши. По его рекомендации Михай Мункачи отправился в Будапешт, где продолжил художественные занятия. Далее он обучался в Вене, Мюнхене, Дюссельдорфе - там занимался у Людвига Кнауса (1829−1910), талантливого пейзажиста и мастера многофигурных композиций. В 1867 году Мункачи посетил Париж, где познакомился с произведениями французских художников Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбе, которые произвели на него сильное впечатление. Своеобразным итогом этого времени стало создание картины «Камера смертника или последний день осужденного». Представленная в 1870 году в Парижском Салоне, картина принесла художнику золотую медаль и стала залогом его популярности.
Осужденный на смерть II
1880, 119×170.5 см
Переломным моментом в судьбе Михая Мункачи стало знакомство с бароном Анри-Эдуардом де Маршем и его супругой Сесиль Папье. Барон и его жена были настоящей опорой для художника, постоянно страдающего от сомнений в собственном таланте и от страха быть непризнанным. При их содействии в 1871 году Мункачи переехал в Париж, затем работал в Барбизоне. Под влиянием барбизонской школы были написаны его реалистические сцены и пейзажи.
Женщина, несущая хворост
1873, 99.7×80.3 см
Далее в жизни художника снова произошли изменения: умирает его покровитель барон де Марш, и по окончании траура Михай Мункачи женится на его вдове. Художник стал вхож во все знатные дома Венгрии, - неудивительно, что во второй половине 1870-х годов меняется характер работ мастера. Он начинает писать композиции, на которых в светлых, уютных интерьерах изображены элегантно одетые молодые женщины за разговором, чтением и музицированием, а также маленькие дети и милые домашние питомцы.
Михай Мункачи. Натюрморт
с цветами и кувшином. 1881
Художник находился в постоянном поиске новых тем. Так, его заинтересовала история жизни английского поэта XVII столетия Джона Мильтона, в судьбе которого Мункачи находил параллели со своей собственной судьбой. В 1878 году была написана картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму „Потерянный рай“». Благодаря удачному выбору сюжета, изяществу композиции, тонкой передаче характера персонажей и оригинальному живописному решению произведение принесло Михаю Мункачи всемирную славу. За эту работу он был награжден орденом Железной короны и получил от императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I дворянскую грамоту. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году жюри присудило работе золотую медаль.
Мильтон, диктующий дочерям поэму “Потерянный рай”
1878, 93.5×122.5 см
В составе экспозиции — два грандиозных полотна из знаменитой трилогии художника, посвященной страданиям и смерти Христа. Это великолепные многофигурные композиции «Христос перед Пилатом» (1881) и «Голгофа» (1884). Для первого полотна художник написал 35 эскизов, второе сопровождалось появлением 15 этюдов.
Голгофа
1884, 460×712 см
Христос перед Пилатом
1881, 417×636 см
На протяжении всей своей жизни художник обращался к пейзажной живописи. Среди представленных на выставке пейзажей особое место занимает «Пыльная дорога II» (после 1874), где передан эффект солнечного луча, проходящего сквозь облако пыли, поднятой проехавшей крестьянской повозкой. Небо и земля сливаются, а клубы розовато-желтой пыли, плавно переходящие в полосу облаков на небе, преобразуют скучный пейзаж
в чудесное радужное видение, напоминающее картины британского живописца Уильяма Тёрнера.
Пыльная дорога II
1874, 96×128.7 см
Одним из крупных проектов последних десяти лет творчества художника был заказ на роспись плафона парадной лестницы в Художественно-историческом музее в Вене. К огромному панно было создано большое количество этюдов, в том числе эскиз в цвете «Апофеоз Ренессанса» (1882−1886), представленный на выставке.
За сравнительно короткую жизнь Михай Мункачи успел сделать очень много. Преданность делу жизни требовала силы и отваги, однако сомнения в собственном таланте вынуждали художника постоянно доказывать его присутствие и порой делали жизнь невыносимо трудной. Эти противоречивые чувства проявляются в сочетании силы, простоты, эмоциональности и реализма его полотен, необычных для живописи того времени.
За сравнительно короткую жизнь Михай Мункачи успел сделать очень много. Преданность делу жизни требовала силы и отваги, однако сомнения в собственном таланте вынуждали художника постоянно доказывать его присутствие и порой делали жизнь невыносимо трудной. Эти противоречивые чувства проявляются в сочетании силы, простоты, эмоциональности и реализма его полотен, необычных для живописи того времени.
Апофеоз Ренессанса. Второй эскиз
1886, 100×100.5 см
Экспозиция организована Государственным Эрмитажем совместно с Музеем изобразительных искусств — Венгерской национальной галереей (Будапешт) и украино-венгерским предпринимателем Имре Паком (Нью-Йорк), президентом Международного фонда Михая Мункачи.
Выставка «Михай Мункачи» в Государственном Эрмитаже работает с 24 апреля по 27 июля 2018 года
Выставка «Михай Мункачи» в Государственном Эрмитаже работает с 24 апреля по 27 июля 2018 года
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Титульная иллюстрация: Михай Мункачи. Парижский интерьер. Читающая (1877; Венгерская национальная галерея, Будапешт). Подготовлено по материалам пресс-релиза Государственного Эрмитажа.
Титульная иллюстрация: Михай Мункачи. Парижский интерьер. Читающая (1877; Венгерская национальная галерея, Будапешт). Подготовлено по материалам пресс-релиза Государственного Эрмитажа.