Регистрация

Работы Эгона Шиле вернут наследникам коллекционера, погибшего в Дахау

Мне нравится9       0  
В Нью-Йорке поставлена точка в очередном деле о реституции, которое длилось почти два с половиной года. Суд постановил, что известный лондонский арт-дилер Ричард Наги должен вернуть две акварели Эгона Шиле наследникам жертв Холокоста. Коллекция еврея из Австрии Фрица Грюнбаума была насильно изъята нацистами во время Второй мировой войны. Впрочем, ответчик не теряет надежды: он заявил, что является добросовестным приобретателем и намерен подать апелляцию.


Рисунки «Женщина в чёрном фартуке» (1911) и «Женщина, закрывшая лицо» (1912) оцениваются в общей сложности примерно в 5 млн долларов США. Ранее они входили в собрание поэта-песенника Фрица Грюнбаума, который в своих эстрадных представлениях открыто издевался над Гитлером. В 1938 году нацисты заключили артиста под стражу и отправили в концлагерь Дахау, где он погиб в 1941-м.

После ареста Грюнбаума его жену Элизабет вынудили передать права собственности на коллекцию из примерно 450 произведений искусства (включая по меньшей мере 81 работу Шиле), а затем выселили из квартиры. Она также умерла в Освенциме в 1942 году.

Слева: Фриц Грюнбаум. Фото: haus-des-meeres.at

Ричард Наги, чей профессиональный стаж насчитывает почти 40 лет, утверждает, что купил рисунки на законных основаниях. Ещё в 1956 году акварели продала через швейцарский аукцион сестра Элизабет, и с тех пор они несколько раз сменили владельца. Арт-дилер привёз их в 2015 году на Салон Art + Design в Нью-Йорк, где работы были арестованы и запрещены к вывозу из США.
Как сообщал «Артхив», иск против Наги подали дальние наследники супругов Грюнбаумов — Тимоти Райф и Дэвид Френкель. Но ответчик заявил, что две арбитражные комиссии в Вене не нашли никаких доказательств нацистского мародёрства. Мало того, британец напомнил, что сам происходит из семьи, которая была вынуждена покинуть Венгрию после аншлюса 1938-го года. «Я поддерживаю возврат присвоенной собственности. Но это не тот случай», — утверждал Наги.

Однако судья Чарльз Рамос вынес вердикт, что «подпись под прицелом не может считаться законной передачей». «Нью-Йорк защищает собственность законного владельца, если имущество было украдено, даже если эта собственность находится в распоряжении добросовестного покупателя», — добавил он.
Эгон Шиле. Женщина в чёрном фартуке


В свою очередь пресс-секретарь галереи Ричарда Наги напомнила, что акварели «поступили из хорошо известных собраний и неоднократно публиковались». Мало того, признанные эксперты по происхождению предметов искусства из коллекций жертв Холокоста не обнаружили признаков мародёрства.

«Удивительно, что судья Рамос проигнорировал не только их отчёты, но и решения Федерального суда США и выводы двух независимых австрийских групп, которые ранее постановили, что эта собрание не было украдено нацистами. Мы верим, что после подачи апелляции получим полное и справедливое рассмотрение», — добавила она.

Слева: Эгон Шиле, «Женщина в чёрном фартуке» (1911). Частная коллекция

Между тем, исследователи всё ещё обсуждают, были ли работы из коллекции Грюнбаума захвачены нацистами или скрыты во время войны. О местонахождении собрания в период между 1942 и 1956 годами ничего неизвестно.
Эгон Шиле. Объятия (Любовники)
Эгон Шиле
1917, 100×170.2 см
Эгон Шиле. Портрет Эдуарда Космака
Эгон Шиле
1910, 100×100 см
Эгон Шиле. Четыре дерева
Эгон Шиле
1917, 110.5×141 см
Эгон Шиле. Фасад дома (Окна)
Эгон Шиле
1914, 110×141 см
Напомним, в октябре 2018 года исполняется 100 лет со дня смерти Эгона Шиле. Этой дате будет посвящена ретроспектива экспрессиониста в венском Бельведере. В центре внимания выставки окажутся такие работы, как «Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше Эдуарда Космака», «Фасад дома», «Смерть и Дева», «Объятия» и «Четыре дерева». Кураторы намерены проследить историю поступления работ в собрание, исследовать их сюжеты и рассказать об изображённых на портретах людях. Экспозицию выстроят так, что произведения окажутся в некоем визуальном диалоге друг с другом — его образуют эскизы картин и родственные работы.

Ретроспектива «Эгон Шиле. Путь в коллекцию» будет работать с 19 октября 2018-го по 17 февраля 2019 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам The Art Newspaper и CNN
Художники, упоминаемые в статье
Эгон Шиле
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP