Рисунки «Женщина в чёрном фартуке» (1911) и «Женщина, закрывшая лицо» (1912) оцениваются в общей сложности примерно в 5 млн долларов США. Ранее они входили в собрание поэта-песенника Фрица Грюнбаума, который в своих эстрадных представлениях открыто издевался над Гитлером. В 1938 году нацисты заключили артиста под стражу и отправили в концлагерь Дахау, где он погиб в 1941-м.
После ареста Грюнбаума его жену Элизабет вынудили передать права собственности на коллекцию из примерно 450 произведений искусства (включая по меньшей мере 81 работу Шиле), а затем выселили из квартиры. Она также умерла в Освенциме в 1942 году.
Слева: Фриц Грюнбаум. Фото: haus-des-meeres.at
Однако судья Чарльз Рамос вынес вердикт, что «подпись под прицелом не может считаться законной передачей». «Нью-Йорк защищает собственность законного владельца, если имущество было украдено, даже если эта собственность находится в распоряжении добросовестного покупателя», — добавил он.
В свою очередь пресс-секретарь галереи Ричарда Наги напомнила, что акварели «поступили из хорошо известных собраний и неоднократно публиковались». Мало того, признанные эксперты по происхождению предметов искусства из коллекций жертв Холокоста не обнаружили признаков мародёрства.
«Удивительно, что судья Рамос проигнорировал не только их отчёты, но и решения Федерального суда США и выводы двух независимых австрийских групп, которые ранее постановили, что эта собрание не было украдено нацистами. Мы верим, что после подачи апелляции получим полное и справедливое рассмотрение», — добавила она.
Слева: Эгон Шиле, «Женщина в чёрном фартуке» (1911). Частная коллекция
Ретроспектива «Эгон Шиле. Путь в коллекцию» будет работать с 19 октября 2018-го по 17 февраля 2019 года.