Реституция произведений искусства, награбленных нацистами во время их правления в Германии и в годы Второй мировой войны, остаётся горячей темой в арт-мире. На этой неделе Музей современного искусства в Нью-Йорке объявил, что вернёт украденную картину экспрессиониста Эрнста Кирхнера. Теперь внимание СМИ привлёк другой громкий случай. Он касается пары акварелей Эгона Шиле, на которые претендуют двое дальних потомков жертв Холокоста.
Дело получило резонанс после того, как американский суд запретил арт-дилеру из Лондона продавать или вывозить из США работы австрийского живописца. Торговец же заявил, что картины реституции не подлежат.
Женщина, закрывшая лицо
1912, 31×47 см
Картины были выставлены на продажу на стенде Ричарда Наги во время нью-йоркского Салона Art + Design, проходившего с 12 по 16 ноября, но так и не нашли покупателя.
«Женщина в чёрном фартуке» и «Женщина, спрятавшая лицо» изначально принадлежали еврейскому коллекционеру и артисту кабаре Фрицу Грюнбауму. Они входили в число четырёхсот работ, которые его жена Элизабет отдала нацистам после того, как муж попал в концлагерь Дахау. Там он погиб в 1941 году, а его супруга скончалась в другом лагере годом позже. Сейчас стоимость акварелей оценивается приблизительно в 5 млн долларов.
Слева: Эгон Шиле, «Женщина в чёрном фартуке» (1911)
Иск против Ричарда Наги подали наследники супругов — Тимоти Райф и Дэвид Френкель. Однако арт-дилер, который работает уже 35 лет, утверждает: свояченица Фрица Грюнбаума продала акварели в 1956 году. А две арбитражные комиссии в Вене не нашли никаких доказательств нацистского мародёрства.
«Я поддерживаю возврат собственности, присвоенной нацистами, законным владельцам. Моя семья была вынуждена покинуть Венгрию после аншлюса 1938-го года. Но это не тот случай», — заявил Наги изданию Daily News.
Выше: ещё один эскиз Эгона Шиле из коллекции Ричарда Наги.