Предложение министра культуры Франции Франсуазы Ниссен отправить самую известную на планете картину «Мона Лиза» Леонардо да Винчи в «грандиозное турне» облетело весь мир. Однако Лувр вежливо отклонил этот управленческий прожект, пояснив, что панель не годится для поездок. Её даже не перенесут на нижний этаж, где в следующем году расположится крупная ретроспектива мастера Возрождения. «Приглашённой звездой» этой экспозиции должна стать работа «Спаситель Мира», проданная в ноябре 2017 года за 450 млн долларов.
Ниссен впервые обсудила идею путешествия мировой культурной иконы во время своей встречи с представителями СМИ 23 января. Мэр Ланса, где расположен музей Лувр-Ланс (также известный как Лувр II), тут же заявил, что для этого северного города будет большой честью принять у себя «Джоконду».
1 марта Ниссен подтвердила, что хотела бы организовать турне с целью борьбы с «культурной сегрегацией». Затем она встретилась с директором Лувра Жаном-Люком Мартинесом. Который, как передаёт The Art Newspaper со ссылкой на источники в музее, сообщил, что «Мона Лиза» — одна из тех работ, которые больше нельзя перемещать из-за их хрупкости.
«Это может нанести необратимый ущерб», — сказал он министру.
Слева: министр культуры Франции Франсуаза Ниссен. Фото: L’Opinion
В последний раз портрет
кисти да Винчи путешествовал в Японию в 1974 году. Двенадцатью годами ранее он покидал Лувр для показа в Вашингтоне и Нью-Йорке — по просьбе французского президента Шарля де Голля, который хотел расположить к себе американского коллегу Джона Ф. Кеннеди. Однако с 2005 года работа висит в Лувре на бетонной стене внутри герметичной коробки с контролируемой температурой и за пуленепробиваемым стеклом. Эксперты говорят, что сконструировать подобный «мобильный» ящик для путешествий невозможно.
Последний вояж: «Джоконду» упаковывают перед отъездом в Токио 15 апреля 1974 года. Фото: Musée du Louvre
Кроме того, в верхней части панели из тополя есть трещина, которая доходит почти до волос модели. В 2006 году тщательное исследование выявило риск «деградации красочного слоя из-за повторяющегося расширения и сжатия» доски, что может случиться из-за изменения температуры. Учёные опасаются, что трещина может привести к отслоению краски на лице Моны Лизы.
Ежегодно хранилище открывают для ритуального осмотра директором, персоналом и учёными из длинного списка претендентов. «Каждый раз мы замечаем, что трещина становится немного шире. Так что о путешествии действительно не может быть и речи», — подчеркнул Винсент Помаред, возглавлявший департамент живописи Лувра с 2003-го по 2014 годы.
Ежегодно хранилище открывают для ритуального осмотра директором, персоналом и учёными из длинного списка претендентов. «Каждый раз мы замечаем, что трещина становится немного шире. Так что о путешествии действительно не может быть и речи», — подчеркнул Винсент Помаред, возглавлявший департамент живописи Лувра с 2003-го по 2014 годы.
Мона Лиза (Джоконда)
1500-е
, 77×53 см
Помимо этого, кураторы опасаются, что после поездки другие музеи во Франции и в мире станут обращаться с просьбами одолжить портрет
Лизы Джерардини для временных выставок. Это, в свою очередь, откроет дверь для заимствования других не менее хрупких сокровищ. Есть и те, кто утверждает, что толкаться среди огромного количества посетителей, пытающихся рассмотреть картину, — это худший способ познакомиться с итальянским Возрождением. «Лувр уже стал жертвой Моны Лизы, — говорит бывший министр культуры Франции Жан-Жак Айагон. — Абсурдно поощрять такое культурное потребление».
Толпа посетителей Лувра перед «Моной Лизой». Фото: Guia Besana / The New York Times
Министерство культуры Франции сначала утверждало, что Лувр «не был против идеи». Сейчас же говорится, что предложение «всё ещё рассматривается» и «началось техническое обследование» — о котором не знают сотрудники музея, замечает The Art Newspaper. Издание полагает, что Франсуаза Ниссен явно ищет выход из неудачного рекламного трюка и предлагает отправить в поездку по Франции другие шедевры.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам The Art Newspaper. Главная иллюстрация: нью-йоркская реклама «Коллекции старых мастеров» Джеффа Кунса для Louis Vuitton; фото — Timothy A. Clary / AFP