Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Знаменитая улыбка Моны Лизы — объект многовековых изучений и дебатов — обычно описывается как загадочная и двусмысленная. Но действительно ли её настолько сложно расшифровать? По всей вероятности,нет. Участники необычного эксперимента,который провели учёные из Германии,практически единодушно признали выражение лица Джоконды счастливым.
Учёные использовали самое известное произведение искусства в мире для исследования факторов,влияющих на человеческую оценку визуальных сигналов,таких как мимика.
Исследование проводили нейробиологи из Фрайбургского университета. Они взяли чёрно-белый вариант знаменитого портрета начала XVI века и сделали восемь копий,слегка откорректировав угол рта женщины так,что четыре выглядели более грустными,другие — более радостными. Все снимки были 30 раз показаны в случайном порядке двенадцати участникам эксперимента. В 97% случаев оригинальная картина была отнесена к категории«счастливых».
«Мы были очень удивлены, — рассказал агентству AFP соавтор эксперимента Юрген Корнмайер. — Учитывая описания искусствоведов,мы думали,что подлинник будет самым неоднозначным. Вместо этого мы обнаружили,что оригинал да Винчи воспринимается как счастливый».
Вторая фаза эксперимента включала оригинальную Мону Лизу и восемь«более печальных» версий с ещё более тонкими различиями в наклоне губ. И снова подлинник Леонардо да Винчи описывался как счастливый,хотя прочтение других изображений менялось — их воспринимали немного более грустными,чем в первый раз.
Полученные данные подтверждают,что«в нашем мозгу нет абсолютной фиксированной шкалы радости и грусти,и многое зависит от контекста», пояснил нейробиолог.
Результаты этого эксперимента могут быть полезны при изучении психических расстройств,и в следующем таком же испытании примут участие люди,страдающие ими.
Что касается самого шедевра,то немецкие нейробиологи считают,что их работа дала окончательный ответ на многовековой вопрос. «Может двусмысленность есть в каком-то другом аспекте, — сказал Корнмайер, — но не плане,счастлива [Мона Лиза] или печальна».
Копия«Моны Лизы», которую написал ученик или последователь Леонардо да Винчи в тот же период,когда мастер создавал оригинал. Сейчас этот вариант портрета хранится в Музее Прадо в Мадриде
Разумеется,учёные уже не впервые заявляют,что взламывают«код да Винчи». В 2015 году исследователи из британского Университета Шеффилд-Халлам заявили,что художник изобразил«неуловимую» улыбку: она видна только под определёнными углами и почти исчезает,если подойти к картине слишком близко.
Не прекращаются и споры вокруг личности самой Джоконды. Большинство искусствоведов пришли к выводу,что на портрете изображена Лиза Герардини,жена флорентийского торговца. Но есть версия,что на самом деле это Салаи — молодой человек,который был учеником(и,возможно,любовником) да Винчи. Более того,бытует мнение,что художник изобразил свою мать,и она была китайской рабыней.
Слева: некоторые исследователи полагают,что моделью для портретов Моны Лицы и Иоанна Крестителя был один и тот же человек — Джан Джакомо Капротти да Орено по прозвищу Салаи
Вокруг шедевра Ренессанса есть и другие теории. Только в прошлом месяце,например,арт-критик Джонатан Джонс из газеты«Гардиан» предположил,что у модели мог быть сифилис,и что зеленоватый оттенок её кожи — следствие этой болезни.