Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В России будет показано 80 произведений живописи и два рисунка,включая полотно Вермеера,двенадцать картин Рембрандта,два портрета кисти Франса Халса,девять произведений Геррита Доу,рисунок Леонардо да Винчи и другие шедевры.
Впервые собрание американской четы Томаса и Деборы Каплан было представлено широкой публике в 2017 году на выставке в Лувре. До этого времени целиком коллекции никто не видел. Она была собрана за очень короткий срок: с 2002 года,когда супруги Каплан приняли решение и выбрали художественное направление своего будущего собрания,ими были приобретено 250 произведений искусства.
«Для нас не было ничего необычного в том,чтобы взять на заметку и сразу же купить несколько картин за один день. Неудивительно,что мы с Дафной получили прозаическое прозвище „пылесосы“: оно отражало тот опустошительный эффект,который мы производили на рынок столь любимых нами старых мастеров. На протяжении первых пяти лет нашего „кутежа“, по выражению „Нью-Йорк Таймс“, мы покупали в среднем одну картину в неделю. Благодаря такому темпу Лейденская коллекция по уровню и разнообразию представленных в ней произведений Рембрандтовской школы очень скоро стала вровень с некоторыми из тех собраний,которые Екатерина скупала во время собственного „кутежа“, задавшись целью в пределах своих владений построить нечто равноценное Лувру».
Томас Каплан,предисловие к каталогу выставки в ГМИИ им. Пушкина
Томас и Дебора Каплан изначально приняли решение сделать свое собрание максимально публичным; в сотрудничестве с четырьмя десятками музеев они предоставляли свои вещи не только на выставки,но и для длительной экспозиции. Кроме того,у Лейденской коллекции имеется собственный профессионально выполненный и доступный любому пользователю онлайн-каталог, в котором представлены большинство экспонатов,входящих в собрание.
По словам директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак,создание Лейденской коллекции — беспрецедентное явление в истории современности,и пример Капланов,которые открыто демонстрируют свое собрание — феноменален: «Работать ради социально-культурного поля,в котором экспонаты живут — это необычайно впечатляюще».
Иллюстрации выше: скриншот страницы theleidencollection.com/collection; фото Томаса Каплана на фоне картины Рембрандта. Источник: www.nytimes.com
«Мы чувствуем,что Чарлз Саачи(один из крупнейших английских галеристов) прав,когда говорит,что истории интересны художники,а не коллекционеры. Именно поэтому мы не дали Лейденской коллекции свое имя,но назвали ее в честь города,где родился Рембрандт,и таким образом отдали мастеру дань уважения. В конце концов,как я неоднократно подчеркивал с того самого дня,когда весной 2017 года в Лувре мы открылись,гений — Рембрандт,а не тот,кто покупает его работы. Именно поэтому мы никогда не держали дома ни одной картины,ведь в полном согласии с присущим нам обоим взглядом на вещи,мы испытывали гораздо большее удовольствие,представляя произведения вниманию широкой публики».
Томас Каплан,предисловие к каталогу выставки в ГМИИ им. Пушкина
Томас Каплан,историк по образованию,с детства был увлечен произведениями голландских мастеров,не предполагая,что станет их коллекционировать. До собирания картин у семьи уже был опыт коллекционирования: Дебора Каплан к этому моменту уже владела значительной коллекцией мебели 40−50-х годов ХХ века«со всеми главными именами внутри». А ее муж,финансист-миллиардер — не только почитатель живописной старины,но и увлеченный собиратель самолетов-истребителей времен Второй мировой войны.
На выставках,которые пройдут в России,будет показано 80 произведений живописи и два рисунка; первые картины приедут в Пушкинский музей уже 12 марта. Для сравнения,на первой презентации Лейденской коллекции в Лувре зрителям представили только 32 работы.
В числе шедевров,которые увидят российские зрители,будут демонстрироваться три работы Рембрандта его раннего,так называемого«светлого», периода,которые практически не представлены в российских музейных собраниях,в том числе работа,написанная художником в возрасте восемнадцати лет. Посетители увидят 12 картин Рембрандта Харменса ван Рейна,два портрета Франса Халса,9 произведений Геррита Доу,4 работы Яна Ливенса,два рисунка — Рембрандта и Леонардо да Винчи,а также шедевры других мастеров.
Как рассказал заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Вадим Садков,хотя Леонардо да Винчи и не является голландским живописцем,в данном контексте два представленных на выставке рисунка объединяет зоологическая тематика. Любопытно,что именно с этого рисунка,изображающего медведя,Леонардо в свое время написал горностая в своей известной работе«Дама с горностаем»(1496).
Леонардо да Винчи. Голова медведя(ок. 1485 года). 7×7 см.
«Алтарь и ангел» — это единственная из тридцати дошедших до наших дней работ основоположника дельфтской школы живописи,находящаяся в приватной собственности.
Российской публике покажут картину Карела Фабрициуса, — художника,имя которого вновь громко зазвучало после выхода книги Донны Тартт«Щегол», названной в честь картины художника — мы уже рассказывали об этом литературном произведении,получившем Пулитцеровскую премию.
Помимо Рембрандта,российские зрители увидят работы других живописцев из Лейдена. В частности,будут представлены фейнсхилдеры(«утончённые художники») Франц ван Мирис и Габриэль Метсю, успешно творивший под влиянием Геррита Доу — первого ученика Рембрандта.
Видеоролик выше: работы Геррита Доу из коллекции Капланов.
Среди тринадцати работ ван Мириса в Лейденской коллекции особо ценными являются«Молодая женщина,кормящая попугая», один из самых знаковых образов эпохи,а также«Смерть Лукреции» — величайший шедевр последних лет жизни мастера.
Как отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский,выставки Лейденской коллекции в Москве и Санкт-Петербурге будут отличаться. Фактически,это будут две разные экспозиции,с разными акцентами,смысловым и художественным обрамлением. Каждый музей — Эрмитаж и Пушкинский музей — продемонстрирует собственный подход к презентации собрания Капланов; по словам Пиотровского,«хорошие картины — это полдела,а вторые полдела — это как их показать».
В Санкт-Петербурге Лейденская коллекция будет представлена вместе с картинами голландских художников из фондов Эрмитажа,которые в настоящее время выставляются в амстердамском филиале музея. Выставка пройдет в Большом,или Николаевском,зале Эрмитажа,который,по мнению Пиотровского,«может картины либо принизить,либо возвысить,потому что он сам по себе роскошный и с ним бывают разные эксперименты… и он(зал — прим.) — всегда участник этих экспериментов».