В рамках проекта «Третьяковка открывает свои запасники» до 9 ноября в галерее экспонируется две сотни набросков к хитам русской живописи. «Боярыня Морозова Сурикова, «Последний день Помпеи» Брюллова, «Явление Христа народу» Иванова и другие знаковые полотна раскрываются по-новому, когда видишь и муки творчества, и художественные озарения их авторов. Узнать в наспех сделанном карандашном наброске шедевр, подивиться эскизам, превосходящим качеством окончательные варианты, подсмотреть тайны ремесла — лишь несколько причин посетить выставку «Рождение шедевров: эскиз, этюд
, картина» в Третьяковской галерее в Москве.
Явление Христа народу (Явление Мессии)
1857, 540×750 см
Как появилось «Явление»
Самая большая часть экспозиции посвящена закулисью картины «ЯвлениеХриста народу» Александра Иванова. Художник создал более 600 набросков, прежде чем взяться за полотно.Все образы он писал с натуры, пробовал разные варианты. Вот, например, среди эскизов лиц Христа — два женских (они принадлежат одной и той же натурщице по имени Ассунта):
Была женщина и среди пробовавшихся на роль Иоанна Крестителя:
Вот еще некоторые этюды к «Явлению» — два варианта «дрожащего, надевающего рубашку», фарисей и самый внимательный из героев картины.
Масса этюдов посвящена пейзажам (Иванов подыскивал их в Италии) и драпировкам. Но самая большая работа была проведена, конечно, по поиску персонажей. Художник пробовал не только профессиональных натурщиков, но и своих друзей. Так, одетый в красное герой, который недоверчиво поворачивается к Христу, написан с писателя Гоголя. Сравните фрагмент «Явления» и портрет Гоголя кисти Иванова:
Описывая титанический труд Иванова (слева — эскиз композиции картины «Явление Христа народу»), Герцен сказал, что вся жизнь художника «была употреблена на созерцание, обдумывание, изучение своего предмета». Однако готовая картина восторгов не снискала. Слава пришла к ней гораздо позже. А выставка «Рождение шедевра» только подтверждает: этюды к картине намного сильнее, интереснее, тоньше, чем окончательное полотно.
Эскизы как шедевры
Часто оказывается так, что сделанный художником набросок история и искусствоведы определяют в полноценные шедевры. Так, невозможно считать всего лишь рабочим материалом эскиз портрета Генриетты Гиршман кисти Валентина Серова — он слева, а итоговая версия — справа. У эскиза — собственное обаяние.Еще интереснее история с «Розой» Врубеля. Этот общепризнанный шедевр графики на самом деле является эскизом к «Портрету Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок». Видите цветок на портрете? Представляете, насколько скрупулезным был художник?
Арт-хиты крупным планом
Этюды к классике русской живописи — это еще и отличная возможность рассмотреть детали любимых полотен, оценить мастерство художников.Вот несколько из многочисленных набросков к «Боярыне Морозовой» Сурикова. Сравните беглый композиционный эскиз и самым тщательным образом прописанные портрет главной героини. А можно ли без последнего эскиза представить себе, насколько важно было для художника точно изобразить не только людей, но и дерево, снег, передать движение?
Третьяков и другие коллекционеры его времени понимали ценность эскизов и этюдов. А потому покупали их для своих коллекций. Художники на выставках тоже часто показывали рабочие материалы. Досадно, что теперь большинство набросков коротают свой век в запасниках. Выставка в Третьяковке исправляет это недоразумение. Помимо перечисленных, на ней представлены работы Василия Верещагина, Николая Ге, Ильи Репина, Константина Маковского, Виктора Борисова-Мусатова.
На главном фото вверху — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова.
На главном фото вверху — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова.