войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Рождение шедевров» в Третьяковке: выставка эскизов и этюдов к знаменитым картинам

В рамках проекта «Третьяковка открывает свои запасники» до 9 ноября в галерее экспонируется две сотни набросков к хитам русской живописи. «Боярыня Морозова Сурикова, «Последний день Помпеи» Брюллова, «Явление Христа народу» Иванова и другие знаковые полотна раскрываются по-новому, когда видишь и муки творчества, и художественные озарения их авторов. Узнать в наспех сделанном карандашном наброске шедевр, подивиться эскизам, превосходящим качеством окончательные варианты, подсмотреть тайны ремесла — лишь несколько причин посетить выставку «Рождение шедевров: эскиз, этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
, картина» в Третьяковской галерее в Москве.
«Рождение шедевров» в Третьяковке: выставка эскизов и этюдов к знаменитым картинам

Как появилось «Явление»

Самая большая часть экспозиции посвящена закулисью картины «ЯвлениеХриста народу» Александра Иванова. Художник создал более 600 набросков, прежде чем взяться за полотно.

Все образы он писал с натуры, пробовал разные варианты. Вот, например, среди эскизов лиц Христа — два женских (они принадлежат одной и той же натурщице по имени Ассунта):
«Рождение шедевров» в Третьяковке: выставка эскизов и этюдов к знаменитым картинам
«Рождение шедевров» в Третьяковке: выставка эскизов и этюдов к знаменитым картинам
«Рождение шедевров» в Третьяковке: выставка эскизов и этюдов к знаменитым картинам
«Рождение шедевров» в Третьяковке: выставка эскизов и этюдов к знаменитым картинам
Была женщина и среди пробовавшихся на роль Иоанна Крестителя:
«Рождение шедевров» в Третьяковке: выставка эскизов и этюдов к знаменитым картинам
«Рождение шедевров» в Третьяковке: выставка эскизов и этюдов к знаменитым картинам
«Рождение шедевров» в Третьяковке: выставка эскизов и этюдов к знаменитым картинам
«Рождение шедевров» в Третьяковке: выставка эскизов и этюдов к знаменитым картинам
Вот еще некоторые этюды к «Явлению» — два варианта «дрожащего, надевающего рубашку», фарисей и самый внимательный из героев картины.
Масса этюдов посвящена пейзажам (Иванов подыскивал их в Италии) и драпировкам. Но самая большая работа была проведена, конечно, по поиску персонажей. Художник пробовал не только профессиональных натурщиков, но и своих друзей. Так, одетый в красное герой, который недоверчиво поворачивается к Христу, написан с писателя Гоголя. Сравните фрагмент «Явления» и портрет Гоголя кисти Иванова:
  • Фрагмент картины Иванова "Явление Христа народу" с персонажем, для которого позировал Николай Васильевич Гоголь.
  • Александр Иванов.Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Николая Гоголя.
Описывая титанический труд Иванова (слева — эскиз композиции картины «Явление Христа народу»), Герце

Описывая титанический труд Иванова (слева — эскиз композиции картины «Явление Христа народу»), Герцен сказал, что вся жизнь художника «была употреблена на созерцание, обдумывание, изучение своего предмета». Однако готовая картина восторгов не снискала. Слава пришла к ней гораздо позже. А выставка «Рождение шедевра» только подтверждает: этюды к картине намного сильнее, интереснее, тоньше, чем окончательное полотно.

Эскизы как шедевры

Часто оказывается так, что сделанный художником набросок история и искусствоведы определяют в полноценные шедевры. Так, невозможно считать всего лишь рабочим материалом эскиз портрета Генриетты Гиршман кисти Валентина Серова — он слева, а итоговая версия — справа. У эскиза — собственное обаяние.
Еще интереснее история с «Розой» Врубеля. Этот общепризнанный шедевр графики на самом деле является эскизом к «Портрету Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок». Видите цветок на портрете? Представляете, насколько скрупулезным был художник?

Арт-хиты крупным планом

Этюды к классике русской живописи — это еще и отличная возможность рассмотреть детали любимых полотен, оценить мастерство художников.

Вот несколько из многочисленных набросков к «Боярыне Морозовой» Сурикова. Сравните беглый композиционный эскиз и самым тщательным образом прописанные портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
главной героини. А можно ли без последнего эскиза представить себе, насколько важно было для художника точно изобразить не только людей, но и дерево, снег, передать движение?
Рекомендуемые выставки и показы
Третьяков и другие коллекционеры его времени понимали ценность эскизов и этюдов. А потому покупали их для своих коллекций. Художники на выставках тоже часто показывали рабочие материалы. Досадно, что теперь большинство набросков коротают свой век в запасниках. Выставка в Третьяковке исправляет это недоразумение. Помимо перечисленных, на ней представлены работы Василия Верещагина, Николая Ге, Ильи Репина, Константина Маковского, Виктора Борисова-Мусатова.

На главном фото вверху — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова.