Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Галерея Петуорт-Хаус в английском графстве Сассекс чествует поэта и художника эпохи романтизма Уильяма Блейка,которого не ценили при жизни,а после смерти назвали пророком. Одним из главных экспонатов выставки«Видения Альбиона» стала картина,которая десятилетиями находилась в тёмном углу библиотеки Петуорта. Имение,в котором Блейк провёл три года,стало единственным местом,где он жил помимо Лондона.
В экспозицию включены картины,предоставленные Британским музеем,галереей Тейт,Музеем Виктории и Альберта,а также редкие сохранившиеся экземпляры книг Блейка.
Уильям Блейк(1757 — 1827) сейчас считается одной из величайших фигур в литературной и художественной истории. Однако на протяжении жизни его воспринимали как жалкого и эксцентричного человека. Художнику Томасу Филлипсу, автору портрета Блейка,пришлось одолжить ему приличную одежду для позирования.
Сам Блейк создавал свои«пророческие произведения» во многом под влиянием идеалов Американской и Французской революций.
Слева: Томас Филлипс,«Уильям Блейк»(1807). Национальная портретная галерея,Лондон
В скромном коттедже в деревне Фельфем Уильям Блейк с женой Кэтрин прожил с 1800-го по 1803 годы. Этот уголок он описал как«самое милое место на земле» и именно там начал свою эпическую поэму«Мильтон». Теперь поместье Петуорт владеет самой интересной коллекцией его произведений. Среди них — две картины,«Страшный суд»(1808) и «Сатана,призывающий свои легионы(ок. 1800 — 1805). В первой есть очень необычный персонаж — женщина,окружённая ореолом из младенцев,и сидящий напротив художник,который пишет её портрет.
Вероятнее всего,Блейк изобразил себя и заказчицу акварели Элизабет Айлиф в окружении её шестерых детей. Эта женщина в течение многих лет была одной из множества любовниц третьего графа Эгремонта,известного коллекционера и покровителя художников. Она родила ему семерых детей(один умер в младенчестве), прежде чем стала его женой. В 1803 году Элизабет оставила мужа и переехала в Лондон. На картине,как полагает куратор выставки Энди Лукес,показано её искупление,в то время как неверный супруг низвергается в ад.
Элизабет Айлиф была интересной женщиной. Она интересовалась наукой и искусством,оборудовала собственную лабораторию в поместье Петуорт и была удостоена серебряной медали за свою научную работу. Поскольку супруги не были разведены,после её смерти заказанные ею картины Уильяма Блейка вернулись графу Эгремонту.
Этот аристократ приобрёл у вдовы Блейка ещё одну его работу — за огромную по тем временам сумму в 80 фунтов стерлингов. На эти деньги Кэтрин жила годами. Энди Лукес не сомневается,что со стороны графа это был благотворительный жест.
Слева: Томас Филлипс,«Элизабет Айлиф,графиня Эгремонт»(1797). Петуорт-хаус,Сассекс
Ещё одним экспонатом с интересной историей является акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
«Море времени и пространства»(1821) с изображением бурной сцены на берегу. Её обнаружили в кладовой горничной в поместье Арлингтон-Корт в 1947 году,когда дом был передан Национальному фонду. Почему и как рисунок оказался там,достоверно неизвестно.
Посетители выставки могут ознакомиться также с судебными документами по поводу одного фарсового эпизода,которые произошёл в конце пребывания Блейка в Сассексе. Тогда ему пришлось выгонять из своего сада двух пьяных солдат. Один из них впоследствии заявил,что художник при этом оскорблял короля. Поскольку Блейк был известен своими радикальными взглядами,ему предъявили обвинения в нападении,подстрекательстве и измене. В конце концов художник был оправдан.
Слева: Уильям Блейк,«Сатана,призывающий свои легионы»(1800 — 1805). Петуорт-хаус,Сассекс
К тому времени он уже вернулся в Лондон,тем не менее,в его творчестве навсегда сохранились мотивы моря и накатывающихся волн,увиденные в графстве. Имение Петуорт он описал как место,где создал свои«Видения Альбиона» — одни из самых известных своих произведений.
Выставка«Уильям Блейк. Видения Альбиона» будет работать в Петуорт-хаус до 25 марта.