войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Музей из Массачусетса хочет доказать, что владеет работой Леонардо да Винчи

Сенсационная продажа панели «Спаситель Мира» Леонардо да Винчи в ноябре прошлого года продолжает будоражить умы как любителей, так и профессионалов в арт-мире. Вустерский музей искусств в американском штате Массачусетс претендует на то, чтобы оказаться одним из владельцев произведения мастера Ренессанса. Нынешней весной учреждение поднимет вопрос о переатрибуции принадлежащей ему панели «Чудо святого Доната Аррецийского», которую сейчас приписывают Лоренцо ди Креди.
Музей из Массачусетса хочет доказать, что владеет работой Леонардо да Винчи
Уверенность экспертов о том, что картина написана рукой Леонардо, основана на истории обучения мастера, рентгеновских исследованиях и… ресницах.
Не последнюю роль в попытках Вустерского музея переоценить панель сыграл агрессивный маркетинг, с которым Christie’s продвигал «Спасителя Мира» перед аукционом. В течение всей кампании эксперты неоднократно поднимали вопрос об атрибуции картины — хотя Национальная галерея в Лондоне в значительной степени урегулировала разногласия, включив её в свою ретроспективу да Винчи в 2011 — 2012 годах.
Сложную процедуру идентификации музей искусств в Массачусетсе сделает центром своей выставки «Тайна вустерского Леонардо» этой весной. Сотрудники института считают, что «Чудо святого Доната Аррецийского» (ок. 1479 — 1485), которое находится в коллекции с 1940 года, написал молодой да Винчи.

«Мы не боимся какой-либо полемики, — уверенно говорит директор музея Матиас Вашек. — Сторонние эксперты более осторожны, один учёный назвал новую атрибуцию „правдоподобной“, тогда как другой выразил сомнения».
На выставке будет показана ещё одна панель, приписанная Лоренцо ди Креди, — «Благовещение» (ок. 1475 — 1478) из парижского Лувра. Кураторы экспозиции будут утверждать, что главным автором обеих картин был Леонардо да Винчи. В доказательство они приведут аргументы трёх учёных — главного реставратора Вустерского музея Риты Альбертсон, главного куратора Художественной галереи Йельского университета Лоуренса Кантера и старшего куратора Центра исследований и реставрации музеев Франции Бруно Моттина.
Рекомендуемые художники
Панели были частью алтаря Кафедрального собора в Пистое. Согласно документам, заказ на его роспись получил примерно в 1475 году флорентийский живописец Андреа дель Верроккьо, в чьей мастерской в то время обучались Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди. Рентгеновские исследования панели из Вустера подтверждают ранние предположения о том, что над ней работали оба художника. По словам Риты Альбертсон, предварительный рисунок был сделан, скорее всего, рукой Леонардо. На него же указывают световые эффекты и детали, такие как ресницы и морщины, а также натуралистический ландшафт. Исследование панели из Лувра, проведённое Бруно Моттином, дало аналогичные результаты.

Лоуренс Кантер, который в течение 20-ти лет сомневался в том, что картину из Вустера писал Леонардо,


Лоуренс Кантер, который в течение 20-ти лет сомневался в том, что картину из Вустера писал Леонардо, теперь приводит визуальные свидетельства его техники, например, игру света на пальцах святого. Работе свойственно «преломление пространства, которого могли бы достичь очень немногие художники», — говорит он.

Слева: фрагмент панели «Чудо святого Доната Аррецийского» (ок. 1479 — 1485), которую приписывают Лоренцо ди Креди и Леонардо да Винчи

Ещё одним признаком стало то, что произведение написано маслом. Верроккьо и Лоренцо ди Креди работали темперой. «Леонардо был единственным художником во Флоренции, который применял масло в то время», — утверждает Кантер. Он предполагает, что примерно 85 процентов панели из Вустера написал да Винчи, которому тогда было около 20-ти лет, и он ещё не полностью сформировался как художник.

Куратор из Художественной галереи Йельского университета считает, что учёные совершают ошибку, когда по умолчанию приписывают работу Лоренцо ди Креди, если она «не во всём соответствует Леонардо». Чтобы проиллюстрировать особый стиль ди Креди, на выставку «Тайна вустерского Леонардо» привезут его подтверждённое «Благовещение» (ок. 1480 — 1485) из Alana Collection в Делавэре.
Слева: Лоренцо ди Креди, «Благовещение» (ок. 1480 — 1485). Галерея Уффици, Флоренция
Слева: Лоренцо ди Креди, «Благовещение» (ок. 1480 — 1485). Галерея Уффици, Флоренция
Искусствоведы уже давно убедились в том, насколько сложно наверняка атрибутировать картины из мастерской Верроккио. Панель, открытая в 1930-х годах, была подарена музею в Вустере как произведение Леонардо. Лишь позже учёные понизили её в статусе и на протяжении нескольких десятилетий считали творением Лоренцо ди Креди. Авторами работы в Лувре значатся оба художника — Лоренцо и Леонардо — именно в таком порядке. Теперь очерёдность в подписи поменяется, но оба музея подстрахуются, написав: «Приписывается Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди».

Эти перемены указывают на ещё более сложную проблему. «Необходимо исследовать сотрудничеством между Верроккьо, Лоренцо и Леонардо в 1470-х годах. Мы недооцениваем сотрудничество как вид работы в те времена», — говорит Люк Сайсон, который был организатором ретроспективы да Винчи в лондонской Национальной галерее, а ныне курирует Департамент европейской скульптуры и декоративного искусства в Метрополитен-музее. Эксперт отказался комментировать аргументы Вустерского музея искусств, но добавил: «Когда мы увидим работы вместе, сможем судить точнее».

Выставка «Тайна вустерского Леонардо» пройдёт в Вустерском музее искусств с 10 марта по 3 июня.
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам The Art Newspaper