Аукционный дом Christie’s 8 июля реализует признанную подлинной не так давно работу Яна Вермеера «Святая Пракседа» — самую раннюю (1655 г.) из известных работ великого голландца. Редчайшее событие: это одна из двух картин, хранящихся в частной коллекции, а не в музее, так что шансы приобрести «подлинного Вермеера» уже вызвали ажиотаж, еще и с учетом «скромной» стартовой цены в 6−8 млн фунтов стерлингов
«Святая Пракседа» Яна Вермеера (1632−1675) — картина из собрания Барбары Пьясецка-Джонсон, — выставлена на вечерние торги «Искусство Старых Мастеров и британская живопись». Это очень «ранний Вермеер» — во время ее создания художнику было 22−23 года. Религиозный сюжет времен II веке н. э. изображает римлянку Пракседу, заботившуюся о телах христианских мучеников.
Всего официально признано 34 работы Вермеера (при том, что в каталоге аукциона 1696 года значилась 21 картина художника, 16 из которых известны в наши дни). Так что вопрос о шедеврах мастера до сих пор открыт (на чем и сыграл знаменитый художник-фальсификатор Меегерен), и вопросы экспертизы и включения в каталог выверяются скурпулезно.
Аукционный дом Christie’s уверяет: Государственный музей Амстердама после недавней экспертизы совместно со Свободным университетом Амстердама, еще раз подтвердил подлинность работы Вермеера «Святая Пракседа». Главный свидетель — краска белая: она соответствует времени и полностью аналогична краске, которую использовал художник при создании близкой по времени работы — «Диана с нимфами» (находится в собрании Королевской галереи Маурицхейс, Гаага).
Диана с нимфами
1654, 98.6×105 см
«Святая Пракседа» обрела авторство Вермеера сравнительно недавно: впервые она была приписана кисти живописца в 1969 году, затем последовали тщательные экспертизы. Нынешняя владелица Пьясецка-Джонсон приобрела полотно в 1987 году, через год после включения его в официальный каталог работ художника.
С тех пор картина приобрела известность уже как подлинная «работа Вермеера»: она побывала на ретроспективной выставке работ мастера в 1995−96 г. г. в Национальной галерее искусств Вашингтона и в гаагском Маурицхейсе. А сравнительно недавно — в 2012−13 годах, картина гостила в Риме. Остается надеяться, что следующий владелец также пожелает выставлять картину Вермеера широкой публике.
С тех пор картина приобрела известность уже как подлинная «работа Вермеера»: она побывала на ретроспективной выставке работ мастера в 1995−96 г. г. в Национальной галерее искусств Вашингтона и в гаагском Маурицхейсе. А сравнительно недавно — в 2012−13 годах, картина гостила в Риме. Остается надеяться, что следующий владелец также пожелает выставлять картину Вермеера широкой публике.