Sign up

«Субботний день» Андре Дерена преподнес сюрпризы перед показом в Центре Помпиду

  3 
В парижском Центре Помпиду проходит выставка работ Андре Дерена (1880−1954). Среди представленных работ — полотна из коллекции Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, в том числе и недавно отреставрированный «Субботний день». Рассказываем о тайнах этой необыкновенной картины.
Благодаря проведенным исследованиям зрителю стала доступна немыслимая до этого возможность увидеть то, каким был изначальный замысел Андре Дерена, проследить и проанализировать коснувшиеся его изменения, и сравнить его с итогом трудов художника.
«Субботний день» Андре Дерена принадлежит к числу наиболее знаменитых картин французских постимпрессионистов, принадлежащих собранию музея. Это масштабное полотно представляет центральное произведение «готического» периода в творчестве художника, предшествовавшего Первой мировой войне, и синтезирует все его ключевые элементы.
Картина «Субботний день», в числе семи полотен художника, стала одним из последних приобретений Сергея Щукина для его московского собрания и была куплена в год ее создания — 1914-й. Позднее полотно пополнило коллекцию ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В мастерскую реставрации живописи ГМИИ им. Пушкина картина Дерена «Субботний день» поступила в 2016 году. Состояние кромок авторского холста, его провисание, шелушения красочного слоя и сильные поверхностные загрязнения — все это значительно искажало общее эстетическое восприятие полотна и, учитывая внушительные размеры картины, представляло угрозу для ее дальнейшего экспонирования.
Рентгенограмма картины Андре Дерена «Субботний день» (1914), общий вид.
Источник: museumconservation.ru
Визуальные и физико-химические исследования выявили множество участков с явными авторскими переделками. Плотные, фактурные мазки первого слоя живописи были перекрыты поверх более тонкими. При этом под верхним живописным слоем четко прочитываются контуры фигур, написанных художником первоначально. Например, в нижней части картины на изображении стола можно проследить мазки моделировки голов, а в некоторых местах просвечивает даже колорит нижележащей живописи.
Алис Жери, будущая жена Дерена. Фото 1911 года. Источник: Каталог выставки «Андре Дерен. Решающее десятилетие 1904−1914» (Andre Derain. 1904−1914. La décennie radicale) в Центре Помпиду в Париже. Фото: nplus1.ru
Исследователи предполагают, что сделанное в 1911 году фото служило подспорьем художнику при создании первого варианта картины — Дерен делал фотографии при работе над своими полотнами, эти снимки хранились в его архиве.
В 1925 году художественный критик Андре Сальмон в своей статье о Дерене писал: «…знаменитая «Суббота», шедевр, над которым Дерен, неистощимый на идеи, упорно трудился, не помышляя о признании, и по поводу которого он произнёс изречение, достойное лучших изречений Пикассо: «Я заново переписал всю картину; натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
(в первоначальном значении «пища») съел людей».
Эта фраза живописца стала ключевой после проведения технико-технологических исследований картины.
Рентгенограмма картины Андре Дерена «Субботний день» (1914), наложенная на изображение картины.
Источник: arts-museum.ru
Рентгенографическое исследование подтвердило наличие радикальных авторских изменений в первоначальном композиционном замысле. Под верхними слоями живописи находится перевёрнутое изображение другой композиции, что соответствовало свидетельству Андре Сальмона: в какой-то момент, работая над картиной, Дерен перевернул холст и поверх уже существующего изображения написал то, что мы видим сейчас. Расстановка и размер женских фигур в двух вариантах картины также отличаются.
  • Рентгенограмма картины Андре Дерена «Субботний день» (1914), фрагмент. Справа - этот же фрагмент в перевернутом виде.
  • Источник: museumconservation.ru
По всей видимости, художник неоднократно переписывал этот натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
, поскольку по рентгенограмме достаточно сложно судить, что точно было изображено на столе; возможно, это был натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
с дичью и кухонной утварью. Задний план нижележащей картины имел симметричную композицию с изображением консоли с изогнутыми ножками или камина за спиной центральной женской фигуры.

Также реставраторы установили, что изначально картина была более полихромной, с преобладанием сине-зелёных, голубоватых и красно-коричневых оттенков.

Скатерть на овальном столе была не зелёного, а коричневого цвета. Женщина, стоящая слева от центральной фигуры, была одета в синее платье и ярко-красную блузу или платок. В живописи телесных участков художник сначала использовал свойственную классической живописи смесь на основе белил, красного органического пигмента и охры. В окончательном варианте обнажённые участки тела решены более условно при помощи охры светлых и тёмных оттенков.


Рентгенограмма картины Андре Дерена «Субботний день» (1914), фрагмент.
Выставка «Андре Дерен 1904−1914. Радикальное десятилетие» в Центре Помпиду охватывает довоенный период творчества французского живописца, время, когда тот, экспериментируя со стилем и формой, участвовал в радикальных авангардных художественных движениях. Среди семидесяти экспонатов есть полотна художника, предоставленные ГМИИ им. А. С. Пушкина: помимо «Субботнего дня», это «Просушка парусов» (1905) и «Замок» («Старый город в Кань», 1910).
После выставки в Центре Помпиду отреставрированную картину увидит российская публика.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Титульная иллюстрация: Андре Дерен, «Субботний день» (1914) — картина и рентгенограмма, наложенная на изображение. Подготовлено по публикациям Отдела реставрации и консервации Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.
  3 
 Comments
To post comments log in or sign up.