В парижском Центре Помпиду проходит выставка работ Андре Дерена (1880−1954). Среди представленных работ — полотна из коллекции Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, в том числе и недавно отреставрированный «Субботний день». Рассказываем о тайнах этой необыкновенной картины.
Благодаря проведенным исследованиям зрителю стала доступна немыслимая до этого возможность увидеть то, каким был изначальный замысел Андре Дерена, проследить и проанализировать коснувшиеся его изменения, и сравнить его с итогом трудов художника.
Субботний день
1914, 181×229 см
«Субботний день» Андре Дерена принадлежит к числу наиболее знаменитых картин французских постимпрессионистов, принадлежащих собранию музея. Это масштабное полотно представляет центральное произведение «готического» периода в творчестве художника, предшествовавшего Первой мировой войне, и синтезирует все его ключевые элементы.
Картина «Субботний день», в числе семи полотен художника, стала одним из последних приобретений Сергея Щукина для его московского собрания и была куплена в год ее создания — 1914-й. Позднее полотно пополнило коллекцию ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Картина «Субботний день», в числе семи полотен художника, стала одним из последних приобретений Сергея Щукина для его московского собрания и была куплена в год ее создания — 1914-й. Позднее полотно пополнило коллекцию ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В мастерскую реставрации живописи ГМИИ им. Пушкина картина Дерена «Субботний день» поступила в 2016 году. Состояние кромок авторского холста, его провисание, шелушения красочного слоя и сильные поверхностные загрязнения — все это значительно искажало общее эстетическое восприятие полотна и, учитывая внушительные размеры картины, представляло угрозу для ее дальнейшего экспонирования.
Рентгенограмма картины Андре Дерена «Субботний день» (1914), общий вид.
Источник: museumconservation.ru
Источник: museumconservation.ru
Визуальные и физико-химические исследования выявили множество участков с явными авторскими переделками. Плотные, фактурные мазки первого слоя живописи были перекрыты поверх более тонкими. При этом под верхним живописным слоем четко прочитываются контуры фигур, написанных художником первоначально. Например, в нижней части картины на изображении стола можно проследить мазки моделировки голов, а в некоторых местах просвечивает даже колорит нижележащей живописи.
Алис Жери, будущая жена Дерена. Фото 1911 года. Источник: Каталог выставки «Андре Дерен. Решающее десятилетие 1904−1914» (Andre Derain. 1904−1914. La décennie radicale) в Центре Помпиду в Париже. Фото: nplus1.ru
Исследователи предполагают, что сделанное в 1911 году фото служило подспорьем художнику при создании первого варианта картины — Дерен делал фотографии при работе над своими полотнами, эти снимки хранились в его архиве.
В 1925 году художественный критик Андре Сальмон в своей статье о Дерене писал: «…знаменитая «Суббота», шедевр, над которым Дерен, неистощимый на идеи, упорно трудился, не помышляя о признании, и по поводу которого он произнёс изречение, достойное лучших изречений Пикассо: «Я заново переписал всю картину; натюрморт
(в первоначальном значении «пища») съел людей». Эта фраза живописца стала ключевой после проведения технико-технологических исследований картины.
Рентгенограмма картины Андре Дерена «Субботний день» (1914), наложенная на изображение картины.
Источник: arts-museum.ru
Источник: arts-museum.ru
Рентгенографическое исследование подтвердило наличие радикальных авторских изменений в первоначальном композиционном замысле. Под верхними слоями живописи находится перевёрнутое изображение другой композиции, что соответствовало свидетельству Андре Сальмона: в какой-то момент, работая над картиной, Дерен перевернул холст и поверх уже существующего изображения написал то, что мы видим сейчас. Расстановка и размер женских фигур в двух вариантах картины также отличаются.
По всей видимости, художник неоднократно переписывал этот натюрморт
, поскольку по рентгенограмме достаточно сложно судить, что точно было изображено на столе; возможно, это был натюрморт
с дичью и кухонной утварью. Задний план нижележащей картины имел симметричную композицию с изображением консоли с изогнутыми ножками или камина за спиной центральной женской фигуры.
Также реставраторы установили, что изначально картина была более полихромной, с преобладанием сине-зелёных, голубоватых и красно-коричневых оттенков.
Скатерть на овальном столе была не зелёного, а коричневого цвета. Женщина, стоящая слева от центральной фигуры, была одета в синее платье и ярко-красную блузу или платок. В живописи телесных участков художник сначала использовал свойственную классической живописи смесь на основе белил, красного органического пигмента и охры. В окончательном варианте обнажённые участки тела решены более условно при помощи охры светлых и тёмных оттенков.
Также реставраторы установили, что изначально картина была более полихромной, с преобладанием сине-зелёных, голубоватых и красно-коричневых оттенков.
Скатерть на овальном столе была не зелёного, а коричневого цвета. Женщина, стоящая слева от центральной фигуры, была одета в синее платье и ярко-красную блузу или платок. В живописи телесных участков художник сначала использовал свойственную классической живописи смесь на основе белил, красного органического пигмента и охры. В окончательном варианте обнажённые участки тела решены более условно при помощи охры светлых и тёмных оттенков.
Рентгенограмма картины Андре Дерена «Субботний день» (1914), фрагмент.
Выставка «Андре Дерен 1904−1914. Радикальное десятилетие» в Центре Помпиду охватывает довоенный период творчества французского живописца, время, когда тот, экспериментируя со стилем и формой, участвовал в радикальных авангардных художественных движениях. Среди семидесяти экспонатов есть полотна художника, предоставленные ГМИИ им. А.С. Пушкина: помимо «Субботнего дня», это «Просушка парусов» (1905) и «Замок» («Старый город в Кань», 1910).
Просушка парусов
1905, 82×101 см
Старый город в Кань
1910, 66×82 см
После выставки в Центре Помпиду отреставрированную картину увидит российская публика.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Титульная иллюстрация: Андре Дерен, «Субботний день» (1914) — картина и рентгенограмма, наложенная на изображение. Подготовлено по публикациям Отдела реставрации и консервации Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.