Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Живописец Самуэль Бак из США,переживший Холокост,в минувший понедельник открыл в столице Литвы Вильнюсе музей,куда передал свои аллегорические работы по мотивам еврейской истории. Галерея начала работу спустя 75 лет после того,как 9-летний художник провёл свою первую выставку в вильнюсском гетто.
Музей Самуэля Бака,который стал частью Государственного еврейского музея Виленского Гаона,получил 60 картин 84-летнего живописца,а также десятки работ других художников.
Шмуэль(Самуэль) Бак родился 12 августа 1933 года и с раннего возраста проявил художественный талант. После нацистской оккупации Вильно,как тогда называлась литовская столица,24 июня 1941 года семью Баков переселили в гетто. Как уже упоминалось,там он впервые продемонстрировал свои картины зрителям. Мальчик и его нашли убежище в бенедиктинском монастыре,где им помогала католическая монахиня по имени Мария Микульска.
После возвращения в гетто они были депортированы в трудовой лагерь,но вновь укрылись в монастыре,где находились до конца войны.
«Для меня пребывание здесь […] - это также способ выразить свою благодарность христианам,которые помогли мне выжить», — сказал Бак на церемонии открытия.
Отца художника,Йонаса,немцы застрелили в июле 1944 года,всего за несколько дней до освобождения города. 11-летний мальчик и его мать оказались двумя из двухсот из оставшихся в живых членов еврейской общины Вильно,которая до войны насчитывала 70 — 80 тысяч человек. Мать и сын отправились в Польшу,затем в Германию,где до 1948 года жили в лагерях для перемещённых лиц. Самуэль Бак в тот период изучал живопись в Мюнхене и в 1947 году написал картину«Мать и сын», навеянную мрачными воспоминаниями о Холокосте и побеге из оккупированной Советами Польши.
В 1948 году семья иммигрировала в Израиль,где Самуэль учился в Академии искусств и дизайна Бецалель. Затем он получал образование в Париже,часть времени провёл в Риме и Швейцарии,а с 1993 года постоянно поселился в Соединённых Штатах.
«Я жил в разных странах,но я из Вильно и отождествляю себя с этим городом», — сказал Бак,а интервью AFP.
Самуэль Бак работает в разных стилях и использует разные визуальные словари. В его картинах можно увидеть сюрреализм Дали и Магритта, аналитический кубизм Пикассо, поп-арт Уорхола и Лихтенштейна, а также цитаты из старых мастеров,таких как Микеланджело и Дюрер.
Описывая смерть,художник использует аллегории,метафоры и замену: вместо убитых детей изображает игрушки,которыми те играли,вместо взрослых — книги,которые они читали.
Слева: Самуэль Бак,«В поисках портрета Б». Pucker Gallery
В его работах прослеживаются иронические заявления,но не пародийные или насмешливые. Скорее,это разочарование и попытка дистанцироваться от боли. Повторяющиеся мотивы творчества Бака — дети в Варшавском гетто,трубы крематориев и бескрайние пейзажи эпохи Возрождения,символизирующие безразличие внешнего мира. Они создают тревожный контраст со сломанными фигурами на переднем плане. Картины Самуэля Бака вызывают дискомфорт,это предупреждение против самоуспокоенности,против коллективной амнезии. Они напоминают обо всех актах варварства,случившихся в истории,через призму собственного опыта художника.
«Творчество Бака объединяет личную и еврейскую историю,создавая его собственное переживание Холокоста», — сказано на сайте Pucker Gallery,которая представляет художника.