войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

В Дрездене реставрируют «Девушку с письмом у открытого окна» Вермеера

Галерея старых мастеров в Дрездене проводит реставрацию второй картины Яна Вермеера из своей коллекции — «Девушки с письмом у открытого окна», написанной примерно в 1659 году. Специалисты говорят, что, учитывая возраст, произведение хорошо сохранилось. Однако слои лака на полотне сильно потемнели и приглушили оригинальные цвета. Кроме того, с холста необходимо удалить следы старой ретуши.
В Дрездене реставрируют «Девушку с письмом у открытого окна» Вермеера
В 2002 — 2004 годах немецкие эксперты успешно восстановили другую работу нидерландского живописца из коллекции Галереи — «У сводни» (1656).
Нынешнему проекту предшествовали многолетние исследования и международный симпозиум с участием специалистов из Амстердама, Копенгагена, Вены и Дрездена, которым приходилось в последние годы реставрировать работы Вермеера. Финансирует работы Фонд Хата из Токио.
На картине изображена молодая светловолосая голландка, стоящая в профиль с письмом у открытого окна. Тяжёлая красная штора перекинута через оконную раму, а в нижнем правом углу стекла видно отражение лица девушки. Героиню отделяет от зрителей стол, покрытый тяжёлой узорчатой драпировкой, цвет которой подчёркивает золотисто-зелёные оттенки платья и занавески справа. На столе стоит наклонённая миска с фруктами, а рядом с ней — разрезанный пополам персик с косточкой.
Ян Вермеер. У сводни
У сводни
1656, 143×130 см
Искусствовед Норберт Шнейдер в своей работе о Вермеере указывает, что этот фрукт — символ внебрачных отношений, а, следовательно, письмо является либо началом, либо продолжением любовной связи. Этот вывод, по его словам, подтверждают рентгеновские снимки холста. Они показали, что сначала художник изобразил в правом верхнем углу картины купидона, но затем по какой-то причине написал поверх него занавеску.

Драпировка на переднем плане появляется на семи картинах Вермеера и служит контрастом для более освещённой основной сцены. Ещё чаще художник ставил между своими героями и зрителями покрытый тяжёлой скатертью стол или балюстраду, создавая тем самым ощущение глубины. Считается, что «Девушка с письмом у открытого окна» — последнее полотно, где он применил этот приём.
Фото: SKD / Wolfgang Kreische
Фото: SKD / Wolfgang Kreische
Джон Майкл Монтиас в книге «Вермеер и его окружение» (1991) пишет, что «Девушка с письмом» вместе с картиной «Офицер и смеющаяся девушка» представляют собой самые ранние известные примеры «пунтийе» (pointillé - пунктирный; не путать с пуантилизмом) в творчестве Вермеера. Исследователь указывает на «крошечные белые капли», которые можно увидеть на ярких фрагментах обоих полотен, включая элементы натюрморта, а также светлые волосы у девушки с письмом. Это может служить подтверждением того, что живописец использовал механическое оптическое устройство вроде двояковогнутой линзы, установленной в камере обскуре, для достижения реалистичного освещения на своих работах.
Как уже упоминалось, Вермеер закончил эту композицию примерно в 1657 — 1659 годах. В 1742 году польс


Как уже упоминалось, Вермеер закончил эту композицию примерно в 1657 — 1659 годах. В 1742 году польский король Август III Саксонец приобрёл её как работу Рембрандта. Спустя почти 85 лет она была так же ошибочно приписана Питеру де Хоху. Так продолжалось до тех пор, пока французский искусствовед Теофиль Торе в 1860 году не признал картину одним из редких произведений дельфтского живописца.

Слева: Луи де Сильвестр, «Портрет короля Польского, курфюрста Саксонского и великого князя Литовского Августа III» (ок. 1733). Дворец-музей короля Яна III в Вилянове, Варшава

Во время Второй мировой войны «Девушка с письмом у открытого окна» вместе с другими произведениями искусства хранилась в шахте в Саксонии — и это спасло её от уничтожения во время бомбардировок Дрездена. Солдаты Красной Армии вывезли её в Советский Союз, но после смерти Сталина руководство страны приняло решение вернуть картину «во имя укрепления и развития дружбы между советским и немецким народами». Некоторые искусствоведы и хранители советских музеев, потерявших сотни экспонатов во время войны, предлагали пожертвовать шедевр Вермеера и «Спящую Венеру» Джорджоне Советскому Союзу «в знак признательности за сохранение и возвращение всемирно известных сокровищ Дрезденской галереи». Но немцы на это не согласились, и полотна вернулись в Германию в 1955 году.
Исследования, проведённые в 1968 году, показали, что Вермеер применял пигменты, широко распространённые в эпоху барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
. Зелёная драпировка на переднем плане написана смесью синего азурита и свинцово-оловянного оксида (его называют «жёлтым старых мастеров»), а в нижней части использована земляная зелень («веронская земля»). Для красной шторы и участков скатерти художник взял смесь киновари, краплака и свинцовых белил.
  • Фото: SKD / Wolfgang Kreische
  • Фото: SKD / Maria Körber
Отреставрированная «Девушка с письмом у открытого окна» предстанет перед посетителями в 2019 году — после планируемого окончания ремонта Галереи старых мастеров.
Рекомендуемые выставки и показы
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Галереи старых мастеров в Дрездене и alchetron.com. Главная иллюстрация: SKD / Jürgen Lange