В конце жизни Клод Моне открылся множеству биографов и журналистов, но к моменту смерти в 1926 году ему всё же удалось сохранить кое-что в секрете. В частности — свою коллекцию. Значительная её часть хранилась во внутренних комнатах дома в Живерни, куда посчастливилось заглядывать лишь избранным друзьям и коллегам художника. По словам Марианны Матьё, директора Музея Мармоттана — Моне, гости могли посещать сад, столовую и гостиную на первом этаже. А рисунки, картины и скульптуры — как своих современников, так и предшественников — хозяин держал наверху.
Слева: Жильбер де Северак, «Портрет Клода Моне». Музей Марморттана — Моне, Париж
Несмотря на то, что в последние годы жизни художника появилось множество письменных свидетельств о нём, немногие намекали на объём коллекции или мотивы при её формировании. Исследования усложняются ещё и тем, что опись, сделанная после смерти Моне, была уничтожена во время Второй мировой войны. Коллекция живописца перешла его сыну Мишелю, а от него — Музею Мармоттана. Но часть произведений оказалась в сокровищнице других крупных мировых учреждений, таких как Метрополитен-музей, MoMA и Национальная галерея в Лондоне.
Слева: Эжен Буден, «Колокольня св. Екатерины, Онфлёр» (1897). Музей Эжена Будена, Онфлёр
Один из таких примеров — «Юная купальщица» (1892), одна из самых красивых картин ню Пьера Огюста Ренуара — которой сейчас владеет Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Моне приобрёл её в 1900 году у арт-дилера Поля Дюран-Рюэля за 6000 франков.
«Когда у Моне было достаточно денег, чтобы купить Ренуара на рынке, он приобретал купальщиц. Сам он никогда не писал ню, но собирал их», — подчёркивает искусствовед.
Слева: Пьер-Огюст Ренуар, «Юная купальщица» (1892). Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Именно тогда Моне уделял особое внимание творчеству Сезанна. Дилер последнего Амбруаз Воллар устанавливал высокие цены, учитывая высокий спрос и ограниченное количество работ художника. Хотя в середине 1890-х годов Моне купил ряд полотен за сотни франков, в 1898-м стал владельцем «Натюрморта с горшком имбиря» (1893) за 4,5 тысячи, а в последующие годы заплатил более 8-ми тысяч за ряд других картин коллеги. Сопоставимые суммы он выкладывал за произведения Ренуара. Например, композиция «Мечеть. Арабский праздник» (1881) обошлась ему в 10 тыс. франков.