Картину с любопытной историей выставит на торги аукционный дом Christie’s. Пейзаж
«Вспаханное поле и пахарь. Сен-Реми» — первая работа, написанная Винсентом Ван Гогом в приюте для душевнобольных — станет главным лотом вечерней распродажи произведений импрессионистов и модернистов в ноябре. Предварительная оценка полотна предоставляется по запросу, но СМИ уже озвучили цифру в 50 млн долларов.
Помимо картины Ван Гога на подиуме появятся шедевры Анри Матисса, Жоана Миро и Кеса ван Донгена из обширной коллекции американских филантропов Нэнси Ли и Перри Ричардсона Бассов.
Пейзаж
«Вспаханное поле и пахарь. Сен-Реми» Ван Гог начал писать в конце августа 1889 года и завершил 2 сентября. Это была первая картина, которую художник создал в приюте для душевнобольных Сен-Поль-де-Мозоль. Туда он попал 9 мая 1889 года после разрушительного нервного срыва, последовавшего за ссорой с Полем Гогеном в маленьком «Жёлтом доме» в Арле.
Вспаханное поле и пахарь. Сен-Реми
Август 1889, 50.3×64.9 см
Ежедневно вплоть до 16 мая 1890 года Ван Гог просыпался и смотрел в окно, откуда открывался вид на поле. О картине он упоминает в письме к своему брату Тео, датированном примерно 2 сентября 1889-го: «Вчера я понемногу начал работать — вещь, которую я вижу из своего окна, — жёлтое вспаханное жнивьё, контраст багрянистой распаханной земли и жёлтой стерни на фоне холмов. Работа отвлекает меня намного лучше, чем что-либо другое. Если бы я мог снова ввергнуть себя в неё со всей энергией, это стало бы лучшим средством». Образ лошади и пахаря, но с другими мотивами, повторяется лишь в ещё одной картине из Сен-Реми. Её Винсент написал позже в сентябре.
Аукционисты Christie’s заявляют, что это — лучший пейзаж
художника из всех, что появлялись на рынке за многие последние годы. С этим и связана столь высокая предварительная оценка — почти половина из 120-ти миллионов, которые планируется выручить за все 36 заявленных лотов.
Живопись (из коллажа)
1933, 129.8×161.9 см
Ещё одним дорогостоящим лотом станет монументальная «Живопись (из коллажа)» Жоана Миро (эстимейт — от 18 до 25 млн долларов). Это одна из восемнадцати знаковых картин, созданных на основе коллажей между 26 января и 11 февраля 1933 года. Более десятка этих полотен сейчас принадлежат крупным мировым музеям.
Регата в Ницце
1921, 81×65.1 см
В 12 — 18 млн долларов предварительна оценена композиция «Регата в Ницце» Анри Матисса. Скорее всего, она была завершена в начале весны 1921 года. Картина изображает двух молодых женщин в простом светлом интерьере на фоне французского окна, за которым открывается голубое небо и море с парусами яхт. Стоящая фигура — это Генриетта Даррикаррер, самая известная из моделей Матисса. Рядом с ней на балконе сидит, по-видимому, Маргарита Матисс — 26-летняя дочь художника, которая жила с отцом на Лазурном берегу с конца 1920 года.
Элегантный и драматичный «Портрет мадам Мальпель» (1908) Кеса ван Донгена получил эстимейт в 7 — 10 млн долларов. Эта утончённая работа знаменует новую линию в творчестве художника, которая определила его карьеру на последующие десятилетия — официальная портретная живопись.
До этого он писал в основном певиц и танцовщиц из заведений на Монмартре. Однако у госпожи Мальпель был гораздо более высокий социальный статус. Она была женой Чарльза Мальпеля, адвоката из Монтобана, который стал арт-дилером и импресарио в Тулузе, стремясь превратить этот город в центр искусств на юго-западе Франции.
Слева: Кес ван Донген, «Портрет мадам Мальпель» (1908). Частная коллекция
Распродажу произведений импрессионистов и модернистов Christie’s проведёт в Нью-Йорке 13 ноября. А двумя днями позже на торги будет выставлено ещё одно полотно из коллекции супругов Басс — «Без названия» Марка Ротко. Работа, оценённая в 10 — 15 млн долларов, была написана в 1969-м. Это последний год жизни художника, когда после перенесённой аневризмы аорты врачи рекомендовали ему ограничиться картинами на бумаге небольшого масштаба — до ста сантиметров. Это произвело обратный эффект: Ротко принялся за крупные произведения, которые стали одними из самых значительных в его творчестве.
Без названия
1969, 133.9×103 см
Миллиардер Перри Р. Басс и его жена Нэнси Ли были страстными коллекционерами предметов искусства. В течение сорока лет они собирали произведения таких звёзд, как Пабло Пикассо, Клод Моне, Камиль Писсарро, Пьер Огюст Ренуар, Пьер Боннар, Огюст Роден, Марк Шагал и других. На пожертвование супругов была построена галерея в Форт-Уэрте, штат Техас, которая сейчас носит их имя.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта аукционного дома Christie’s