Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Музей Пикассо в Париже представил первую выставку,полностью посвящённую единственному году в творчестве художника. «Пикассо 1932. Эротический год» — это хронологическое путешествие по двенадцати месяцам,в течение которых мастер окончательно закрепил за собой статус титана искусства XX века. Центром экспозиции стало полотно«Сон», для которого позировала муза и спутница живописца Мари-Тереза Вальтер.
Выставку открыли дочь Пабло и Мари-Терезы — Майя Пикассо,её дети Оливер и Диана Видмайер,а также президентская чета Франции.
Президент Франции Эмманюэль Макрон приветствует на открытии выставки Майю Пикассо,слева от которой стоит её сын Оливер Видмайер-Пикассо,а справа — дочь Диана Видмайер-Пикассо(в профиль). Фото: Ian Langsdon vai Artdaily.com
Ценители творчества Пабло Пикассо называют 1932-й «удивительным годом». С 1 января по 31 декабря художник создал более трёхсот произведений искусства,свыше ста из которых представлены сейчас в парижском Музее Пикассо. Среди них — серия купальщиц,красочные портреты Мари-Терезы,а также композиции вокруг её фигуры,подчёркивающие связь мастера с сюрреализмом. Ещё одна изюминка экспозиции — «Девушка перед зеркалом», где также изображена Вальтер.
Кураторы выставки определили 1932 год как«эротический», поскольку именно эротизм стал движущей силой живописи Пикассо в тот период. И в самом деле,со 2 января по 14 марта на свет появилась серия из 25 картин,в которых можно легко идентифицировать«скрытые» эротические образы. 50-летний мастер готовился к своей первой ретроспективе,которая 16 июня открылась в галерее Жоржа Пети в Париже. Пикассо решил доказать,что он был одним из величайших художников своего времени,а его новые картины столь же важны,как и прошлое творчество,почти единодушно оценённое коллекционерами.
Эмманюэль Макрон рассматривает картину Пикассо «Девушка перед зеркалом». Фото: Ian Langsdon
Первая леди Франции Брижит Макрон разговаривает с Майей Пикассо перед картиной «Сон». Фото: Ian Langsdon
Полотно«Сон», написанное 24 января,является частью этой серии. По обоям за спиной Мари-Терезы,которая была моделью для картины,угадывается интерьер квартиры на рю де Ла Боэти. Лицо девушки в розовых и зелёных тонах видно одновременно в профиль и анфас,а его верхняя часть явно представляет собой пенис.
Таким образом,фигура спящей возлюбленной стала проекцией эротических желаний живописца,но и одновременно иронией по отношению к зрителю.
Это напряжение спало,когда Пикассо посчитал,что у него достаточно новых картин для ретроспективы. В середине лета появился новый мотив — купальщица,чьи приключения и метаморфозы продолжались до осени. В конце года художник вернулся к теме Распятия и Спасения,а в декабре Брассаи сделал фоторепортаж в его мастерской в замке Буажелю.
Пабло Пикассо, «Отдых» (1932). Частная коллекция
Пабло Пикассо, «Спасение» (1932). Музей фонда Бейелера, Базель
Картины на выставке в Париже сопровождаются документами,подтверждающими,что 1932-й был очень насыщенным годом в жизни Пикассо. Помимо переездов между Парижем,Буажелю и побережьем в Нормандии он провёл несколько дней в Швейцарии с женой и сыном на открытии второго этапа своей ретроспективы. Художник ходил в кино,на боксёрский поединок,выставки коллег,встречался с друзьями. Его работы запрашивали из Японии,Нью-Йорка,Венеции,Испании. В том же году вышел первый том каталога его работ.
Выставка«Пикассо 1932. Эротический год» в парижском музее художника продлится до 11 февраля 2018 года.
Параллельно в парижской галерее Гагосяна проходит выставка,«Пикассо и Майя», посвящённая отношениям отца и дочери. Её куратором стала внучка художника Диана Видмайер-Пикассо.
Эта экспозиция — продуманный отклик не только на показ в Музее Пикассо,но и на выставку«Ольга Пикассо», которая завершилась во французской столице 3 сентября.
Слева: Пабло Пикассо,«Портрет Майи в профиль»(1943). Частная коллекция
Майя и Пабло Пикассо,Ницца,1955 год. Фото: Edward Quinn via gagosian.com
«Поскольку Пикассо не вёл с Мари-Терезой в полном смысле семейную жизнь,девочка не росла на глазах у отца. Поглощённый творчеством и чередой новых романов художник виделся с дочерью дважды в неделю,а с тех пор,как ей исполнилось 20,и эти нечастые встречи прекратились. Впрочем,трезвомыслящая дочь не питала больших ожиданий и строила свою жизнь вполне самостоятельно…» — читайте наши материалы«Династия Пикассо»(часть первая, часть вторая).
Мари-Тереза Вальтер и Пикассо. Фото: kultivisise. rs
Галерея Гагосяна выставила главные работы 1930 — 1940-х годов,включая портреты Майи и Мари-Терезы,скульптуры и небольшие аппликации,которые Пикассо создавал специально для дочери. Как и большинство любимых картин с изображениями членов семьи,эти оставались в личной коллекции художника вплоть до его смерти в 1973 году. Работы дополнены архивными материалами,не публиковавшимися ранее фотографиями и киносъёмами.
Выставка«Пикассо и Майя. Отец и дочь» продлится до 22 декабря 2017 года.
По материалам официальных сайтов Музея Пикассо и галереи Гагосяна в Париже,а также Artdaily.com. Главная иллюстрация: Майя Пикассо перед картинами своего отца на выставке«Пикассо 1932. Эротический год»; фото — Ian Langsdon